Плиты дорожные железобетонные: виды, где используют

Технология изготовления дорожных бетонных плит и их укладка

Дорожная бетонная плита из железобетона – конструкционный элемент, который применяют для укладки покрытий разнообразного типа для временной или постоянной эксплуатации. Изготовление плит производится в заводских условиях, с соблюдением установленных технических норм и параметров. Используют для строительства автомобильных дорог, автобанов, магистралей, аэродромов.

Бетонные плиты дорожные для обустройства дороги – прекрасный выбор, так как они способны сохранять эксплуатационные характеристики даже при высоких температурных перепадах, не боятся влаги, выдерживают высокие нагрузки, гарантируют длительный срок службы покрытия, в случае необходимости полотно может быть разобрано, а плита – использоваться повторно.

Разновидности дорожных бетонных плит

По качеству и способности выдерживать нагрузку изделия делятся на: автомагистральные, аэродромные, для обустройства городских дорог.

1) Элементы из тяжелых бетонов с ненапряженной арматурой. Обычно из них сооружают временные дороги, разного типа подъездные пути. После демонтажа появляется возможность повторного применения, так как они полностью сохраняют свои характеристики и могут служить дальше.

2) Предварительно напряженные железобетонные плиты служат для создания постоянных магистральных и дорогих дорожных полотен. Трассы с данным типом покрытия могут выдерживать большие нагрузки трафика обычного транспорта, а также техники с большим весом. Нагрузки выдерживают Н-30 и Н-10.

По форме дорожные бетонные конструкции могут быть прямоугольными (с одним или двумя смещенными бортами), шестиугольными и в форме трапеции. Согласно ГОСТу 219224.0-84, дорожные бетонные плиты заводского изготовления производят из бетона марки М400 и выше, с плотностью смеси в диапазоне от 2200 до 2500 кг/м2.

В качестве связующего вещества выступает высокоплотный портландцемент, наполнителя – щебень, армировки – стальные пруты класса А-I (напрягаемые), А- III (ненапрягаемые). Также могут добавлять воздухововлекающие компоненты, пластификаторы, специальные примеси. Конструкция напряженных предварительно изделий предполагает использование арматурных прутьев из горячекатанной или упрочненной термомеханически стали.

Маркировка изделий обязательно включает информацию про форму, тип, размеры, расчетную нагрузку, класс ненапряженной либо напряженной арматуры.

Для чего нужны

Дорожные бетонные плиты существенно упрощают процесс укладки железобетонной дороги. Благодаря их использованию полотно можно обустроить в любой местности, постелив в качестве верхнего покровного слоя асфальт, защищающий от воздействия внешних негативных факторов, значительно продлевающий срок службы.

При условии сохранения качественных характеристик железобетонные элементы можно использовать повторно, существенно сэкономив. Применять бетонные плиты можно в условиях эксплуатации как при низких, так и при высоких температурах. Изделия ускоряют процесс монтажа, не требуют подготовки сложных оснований, создают эстетически привлекательный вид покрытия.

Немаловажным преимуществом использования бетонных конструкций данного типа в обустройстве полотна является отсутствие необходимости разрабатывать грунт, проводить сопутствующие работы, что соответствующим образом сказывается на скорости и стоимости прокладки полотна. Дорожные плиты прочные, стойкие, сразу после укладки по ним могут передвигаться транспортные средства.

Конструкция

Железобетонная плита – это плоское изделие соответствующей формы (толщина плиты в мм составляет 140-240), сделанное из бетона с добавлением ненапряженной или напряженной арматуры. С целью облегчения процесса монтажа часто изделия производят с металлическими петлями, залитыми в плоскости конструкции и не выступающими на поверхность полотна дороги.

Дорожные плиты изготавливают из бетона, который связывает арматуру и защищает ее от механических, атмосферных воздействий, других разрушающих факторов. Используют бетон плотностью 2.2-2.5 тн/м3 с показателем морозостойкости как минимум 150 циклов.

Для предварительно напряженных каркасов подбирают стальные стержни марок АТ-4, АТ-5, А-5. Ненапряженные конструкции изготавливают с использованием прутьев А-3, А-3С, А-1, проволоки ВР-1 сечением 6-8 миллиметров. Усиливают арматурой длиной 6 метров или меньше, в соответствии с характеристиками изделия. После производства складывают на складе на прочное ровное основание, разделяя перпендикулярно деревянными опорами, горизонтально перемежая деревянными прокладками.

Маркируют в соответствием с нормами: указываются все характеристики, а также длина, ширина, толщина в сантиметрах и метрах (ширина или длина плиты в мм не считаются, обычно миллиметры актуальны лишь для определения толщины).

Классификация

Плиты отличаются по форме, нагрузкам, сфере использования, шероховатости, грузоподъемности.

Маркировка по форме:

  • П – прямоугольные (самые часто используемые)
  • ПТ – трапеция
  • ПШ – шестиугольные элементы
  • ПБ и ПББ – прямоугольные с 1-2 совмещенными бортами
  • ПШП, ПШД, ППШ, ППШ – разные конфигурации шестиугольных дорожных плит

Первая цифра в маркировке говорит о том, можно ли использовать бетонную конструкцию повторно: 1 – для постоянной эксплуатации, 2 – для прокладки временных дорог. Б/у могут быть первого и второго сортов. Первый сорт – изделия с хорошей геометрией, лежали на парковочных площадках, под строительными вагончиками и т.д. Второй сорт – изделия сильно изношенные, с трещинами и сколами, бывшие неоднократно в использовании с большими нагрузками.

Классификация по технологическим свойствам:

  • 1П – неармированные конструкции для укладки полотен дороги.
  • ПД и 2П – без арматуры, которые выбирают для создания тротуаров, пешеходных зон, дорог временного назначения. Не выдерживают серьезных транспортных нагрузок и больших морозов.
  • ПДП – наиболее распространенные железобетонные изделия с универсальными характеристиками, с ненапряженной арматурой, чаще всего используются для обустройства постоянных путей с не очень большим трафиком. Могут после демонтажа укладываться вновь.
  • ПДН – изделия с предварительно напряженной арматурой, подходят для эксплуатации в сложных условиях: при большом минусе, весе.
  • ПАГ – очень прочные плиты весом 4-5 тонн, предназначенные для монтажа полотен для крупногабаритных автомобилей, гусеничной техники, взлетных полос аэродромов.

Технология изготовления

Процесс производства плит и их использования в строительстве строго регламентированы, что объясняется необходимостью точно соблюдать нормативы и придерживаться установленных показателей.

Основные этапы производства:

  • Подготовка форм, очистка всех емкостей от остатков раствора, смазка специальным веществом, уменьшающим адгезию бетона с металлом емкости и упрощающим извлечение готового изделия.
  • Армирование конструкции металлическими сетками, которые фиксируются на специальных элементах для натягивания металлических прутьев в емкости, позволяющих установить расстояние между частями каркаса и выполнить достаточный слой бетонного покрытия.
  • Приготовление раствора из щебня, песка, цемента, воды. Если нужно увеличить жесткость плиты и уменьшить расход цемента, в раствор вводят пластификаторы.
  • Равномерное распределение раствора в емкости, уплотнение на вибростоле.
  • Термическая обработка – емкости отправляют в специальную камеру, в которой они прогреваются и обрабатываются температурой.
  • Извлечение изделий путем демонтажа конструкции.
  • Проверка на предмет нужных характеристик, маркировка.
  • Отгрузка готовых изделий на склад, укладка осуществляется штабелями.

Дорожные плиты изготавливают двумя способами:

1) Агрегатно-поточный метод – можно создавать сразу несколько видов изделий, для их перемещения привлекают подъемный механизм, сушат в специальных термических камерах.

2) Стендовый – для маленьких производств. Изготавливают посредством перемещения между стендами механизма, само же изделие недвижимо.

В производстве ЖБИ плит используют такие агрегаты: подъемные механизмы, пропарочная камера, смесители для раствора, домкраты для натяжки стальных стержней при напрягаемой арматуре, емкости из металла, вибростол.

Плиты ПДН

Самая востребованная в дорожном строительстве и универсальная марка изделия – прямоугольная ПДН (плита дорожная напряженная). Ее размеры составляют: длина 6 метров, ширина 2, толщина 14-18 сантиметров. Данный тип плит способен выдерживать испытания суровым климатом, сложным грунтом, неблагоприятными гидрологическими условиями.

Сборка покрытия подразумевает сварку элементов между собой благодаря наличию в их продольных гранях специальных скоб. Эти же скобы нужны для подъема плит краном. В торцевой части плиты находятся стыковочные пластины, которые вместе со скобами создают единый арматурный узел.

Плиты с рабочей поверхностью типа «вверх» чуть шероховатые за счет обработки брезентовой лентой, щеткой с щетиной из капрона, специальной накатки. Те, что с рабочей стороной «вниз», выполняются с рифлением глубиной минимум 1 миллиметров.

Также популярны аналогичные плиты с напряженной арматурой, которые маркируются, соответственно, ПДП. Они обеспечивают прекрасную адгезию с колесами транспорта (из-за рифления), стойки к морозу, водонепроницаемы, выдерживают нагрузки до 30 тонн.

О технологии укладки дорожных плит

Железобетонные дорожные плиты широко применяются как в проведении масштабных работ по дорожному строительству, так и в частной застройке: при мощении садовых дорожек, сооружении дорожек, идущих вдоль проезда.

Основание готовят в соответствии с назначением дороги, учитывая длительность ее эксплуатации. Для временных полотен, площадок и проездов готовят и трамбуют подушку из песка, укладывают без бордюрного камня.

Укладка основания для дорог постоянного пользования предполагает выполнение таких слоев: щебень для дренажа, настил из нетканого геотекстиля, плотная подушка из песка. Бордюрный камень устанавливается обязательно с зазорами в 6 сантиметров через каждые 10 метров для слива дождевой воды.

Сначала снимают верхний слой грунта по ширине будущего полотна глубиной до 30 сантиметров. Потом насыпают в углубление слой дренажа, трамбуют, покрывают геотекстилем, засыпают песок слоем толщиной до 15 сантиметров, уплотняют. Далее осуществляется укладка дорожной плиты, заделываются монтажные пазы с петлями мелкозернистым бетоном или цементным раствором. Крайними элементами покрытия должны выступать ПББ или ПБ с совмещенными бортовыми выступами, которые примыкают к бордюрному камню.

Чтобы улучшить качество покрытия, в качестве верхнего покровного слоя применяют укатку асфальтом либо устилают строительной смесью бетона.

Применение ж/б плит в частном строительстве

Довольно часто плиты используют для обустройства приусадебной территории, в индивидуальном строительстве – делают из них тротуары, садовые дорожки, подъезды к домам и гаражам. Чаще всего выбирают плиты длиной до 6 метров, способные выдерживать нагрузки до 10 тонн – это ПНД 6000х2000х140, 2П60.1.8-10, 2П30.18-10. Чтобы покрытие было долговечным, основу готовят слоем дренажа и геотекстильным покрытием, которое способствует предотвращению роста травы в швах на участке, потом уплотняют песком.

Для пешеходных дорожек выбирают трапециевидные, шестигранные, прямоугольные изделия небольшого размера и прочности. Основание покрывают геотекстилем и уплотняют подушкой из песка. Под нужные размеры плиты лучше колоть или резать поперек или вдоль арматуры, на расстоянии минимум 25 сантиметров от края. Петлевые пазы заливают бетоном мелкофракционным, швы – жидким раствором.

Использование бетонных дорожных плит оправдано и выгодно как в масштабном строительстве, так и обустройстве придомовых участков. Благодаря прекрасным эксплуатационным характеристикам, легкому и быстрому монтажу, дешевизне и простоте в работе данный материал актуален для выполнения самых разных видов полотен и элементов.

Характеристики и укладка дорожных плит

Для строительства дорог, временных подъездных путей, складских площадок и тротуаров широко применяются дорожные плиты, которые представляют собой плоские железобетонные изделия заводского изготовления, способные выдерживать большие весовые нагрузки. Они могут быть использованы в местах проезда грузового автомобильного транспорта и спецтехники, движения пешеходов, складирования материалов и т.д.

Широкий ассортимент типов ж/б изделий и их форм, предлагаемых сегодня на рынке строительных материалов, позволяет быстро решать большое количество задач, связанных с обустройством дорожных покрытий, складских и производственных территорий, а также мощением садовых дорожек.

Преимущества и недостатки применения

К основным достоинствам применения, которыми обладают дорожные плиты, относят:

  • простую технологию укладки, которая увеличивает скорость монтажа и упрощает выполнение строительных работ при сохранении высокого качества покрытия;
  • относительно невысокую стоимость используемых материалов;
  • снижение затрат на разработку грунта и сопутствующие работы;
  • высокую надежность, прочность и морозостойкость покрытия;
  • возможность вторичного использования материала после демонтажа.

Основным недостатком считают наличие швов, которые не позволяют получить идеально ровную поверхность. Однако использование асфальта в качестве верхнего покровного слоя или заделка швов строительными растворами помогает устранить этот недостаток и улучшить качество поверхности.

Аэродромная плита ПАГ.

Классификация

Дорожные плиты классифицируются по своему назначению, геометрической форме и размерам в соответствии с ГОСТ 21924.0-84. По назначению они изготавливаются для постоянных и временных дорожных покрытий. Как отдельная разновидность изделий рассматриваются аэродромные плиты ПАГ, имеющие повышенную прочность. Тип изделий определяется маркировкой. Если в качестве первой цифры используется «1», то это говорит о применении материала в качестве постоянного покрытия, а цифра 2 означает временное.

По геометрической форме дорожные железобетонные плиты подразделяются на:

  • прямоугольные марки П;
  • с одним или двумя совмещенными бортами – ПБ, ПББ;
  • ПТ – с плоской трапециевидной поверхностью;
  • ПШ, ПШД, ПШП, ДПШ, ППШ – шестиугольные конструкции и их доборные элементы.

Наиболее распространены изделия прямоугольной формы, как наиболее простые в изготовлении, укладке и пользующиеся наилучшим спросом. Их длина может быть в пределах от 1,75 до 6,00 метра, а ширина — от 1,00 до 3,75 метра. Более подробные данные приводятся в таблицах.

  • ПНД 6×2 – с предварительно напряженной арматурой, длиной 6.0 м и шириной 2.0 метра;
  • ПНД 3×1,5 – с предварительно напряженной арматурой, 3.0×1.5 метра;
  • плита дорожная 2П 30 18 30 – для временных дорог, 3.0×1.8 м, рассчитана на допустимую весовую нагрузку до 30 тн;
  • 2П30.18-10 – для временных дорог, 3.0×1.8 м, рассчитана на допустимую весовую нагрузку до 10 тн.

Другие виды маркируются аналогичным образом, включая данные об их назначении, геометрической форме и размерах.

Использование материалов для аэродромного настила при строительстве дорог позволяет получить особо прочное и долговечное покрытие с мягкой рифленой поверхностью, которая обеспечит лучшую устойчивость автомобиля на дороге. Для изготовления применяют арматуру усиленных марок и самый высококачественный бетон.

Конструкция железобетонных плит

Арматурная основа плит.

Конструктивно плиты являются плоскими железобетонными изделиями толщиной 140-240 мм с предварительно напряженной или ненапряженной арматурой. Для удобного монтажа они могут иметь металлические петлевые захваты, которые спрятаны в теле монолитной конструкции и не выступают на поверхность дорожного покрытия.

Основным строительным материалом для изготовления является бетон, который закрывает усиливающую арматурную конструкцию от неблагоприятных атмосферных и механических воздействий. Для изготовления дорожных плит применяют бетон с морозостойкостью не менее 150 циклов и плотностью 2,2-2,5 тн/м 3 .

При изготовлении предварительно напряженных арматурных каркасов используется стальная арматура марок A-5, AT-5 и AT-4. В случае не напряженных конструкций используются марки арматуры A-1, A-3 и A-3C, а так же проволока BP-1 диаметром 6-8 мм.

При складировании готовые изделия укладываются на ровное прочное основание с использованием поперечных деревянных опор. Дальнейшая укладка дорожных плит на складе происходит с использованием деревянных прокладок между всеми рядами.

Технология заводского изготовления

Технология формирования железобетонной дорожной плиты начинается с подготовки формы. На этой стадии все стенки формы смазываются специальной смазкой для облегчения процесса будущей распалубки. После этого:

  • производится установка двух армирующих сеток, для правильного пространственного положения которых на арматурные пруты устанавливают пластиковые ограничители типа «круг» или «звездочка»;
  • внутрь формы укладывают бетонную смесь и уплотняют ее при помощи вибрационного воздействия;
  • производят термическую обработку бетона горячим паром в прогревочной камере на протяжении 8-12 часов;
  • происходит разопалубка готового изделия, проверка качества изготовления и маркировка в соответствии с типом плиты.

Далее продукция отправляется на слад, где она и хранится до момента отгрузки покупателю не менее 92 часов (4-х суток).

Технология укладки на дорогах общественного значения

Благодаря своей многофункциональности, железобетонные дорожные плиты применяют не только в масштабном дорожном строительстве, но и для мощения дорожек и проездов для автотранспорта на приусадебных участках частной застройки.

При мощении дорог и проездов общественного значения подготовка основания зависит от назначения дороги в плане предполагаемой длительности испольщования. Под временные дороги, проезды и площадки считается достаточным подготовить песчаную утрамбованную подушку, а сами дорожные плиты укладывать без установки бордюрного камня.

Бетонные дороги постоянного пользования должны укладываться на многослойное основание, состоящее из:

  • дренажного щебеночного слоя;
  • настила из нетканого геотекстиля;
  • плотной песчаной подушки.
Читайте также:  Натяжные Потолки с Фотопечатью в Интерьере: Варианты

Важность использования песчаной подушки.

При этом установка бордюрного ограждающего камня по краям дороги обязательна. Через каждые 10 метров между камнями необходимо оставлять зазоры 5-7 см для нормального схода дождевой воды с дорожного полотна.

Дренажный слой насыпается в «корыто», которое получают в результате снятия верхнего слоя грунта по всей ширине будущей дороги на глубину 25-30 см.

После этого щебень хорошо трамбуется и покрывается слоем геотекстиля, на который насыпается песчаная подушка толщиной 10-15 см. Дорожную плиту укладывают на уплотненный песок с последующей заделкой монтажных пазов с петлями цементным раствором или мелкозернистым бетоном. В качестве крайних элементов дорожного полотна рекомендуется укладывать ПБ или ПББ с совмещенными бортовыми выступами, примыкающими к бордюрному камню.

Для улучшения качества дорожного покрытия поверхность может быть укатана асфальтом или залита сплошным слоем бетонной стяжки.

Применение ж/б плит в частном строительстве

Использование дорожных плит при обустройстве приусадебной территории позволяет быстро и за дешево сделать подъезды к зданию, садовые дорожки или тротуар. При этом для подъездных путей и мест проезда автомобиля обычно используют плиты больших размеров длиной 3-6 метров с допустимой нагрузкой до 10 тн. Например, 2П30.18-10, 2П60.1,8-10 или плита дорожная ПНД 6000x2000x140. Более мощные изделия в частном строительстве применять нецелесообразно.

Для обеспечения долговечности дороги, укладка тяжелых дорожных плит должна производиться на подготовленную основу с дренажным щебеночным слоем и промежуточным геотектильным покрытием, которое предотвратит прорастание сорных растений межплиточных швах.

Для пешеходных дорожек удобно и выгодно применять шестигранные, трапециевидные или небольшие прямоугольные изделия относительно небольшой прочности, поскольку нагрузка на такие покрытия будет небольшой.

В качестве основания вполне достаточно уплотненной песчаной подушки, под которую расстилается слой геотекстиля. Этот материал предотвратит возможное прорастание сорняков и, в то же время, позволит дождевой воде беспрепятственно уходить в грунт. Для гарантированного сохранения геометрических размеров дорожки желательно наличие бетонного бордюра.

Разрезать или колоть ж/б плиты под необходимый размер необходимо вдоль имеющейся арматуры или поперек, на расстоянии не менее 250 мм от края. Все петлевые пазы нужно залить мелкозернистым бетоном, а швы заделать жидким цементным раствором.

Новые виды ж/б плит для мощения

Сегодня производители предлагают частным застройщикам штучные железобетонные изделия для мощения дорожек квадратной, прямоугольной, треугольной, ромбической, многоугольной и других форм. При этом поверхность дорожных плит может быть как цветной, так и обычного серого цвета. Бетонная поверхность делается гладкой или тисненной для уменьшения вероятности скольжения по мокрому покрытию.

Схема уложенной плиты.

Применяя их, можно выполнить весьма оригинальное оформление садового участка вокруг жилого дома. Допускается использовать сочетания укладки дорожных плит с цветным гравием, брусчаткой, тротуарной плиткой и другими материалами. Основанием для них должна быть двухслойная гравийно-песчаная подушка.

Основные принципы правильной разметки дорожек

Разметка является первым этапом работ по обустройству мощеных покрытийпешеходных дорожек. От ее правильного выполнения в значительной мере зависит внешний вид, долговечность и удобство использования территории.

Ширина дорожки должна быть такой, чтобы на ней могли свободно разойтись 2 человека при встрече, но не менее 0,8 метров.

Пешеходная дорожка, идущая вдоль проезда для автомобиля, должна обеспечить безопасное передвижение человека во время движения машины.

Монтируемое твердое покрытие необходимо укладывать на расстоянии не менее 1,5 метра от садовых деревьев, чтобы растущие корни впоследствии не повредили основания. Необходимо обязательно предусмотреть наличие уклонов поверхности дорожки для отвода дождевых и талых вод. При этом важно исключить вероятность их поступление в сторону жилого дома и хозяйственных построек.

Бетонные плиты для дорожных покрытий

Дорожные плиты из железобетона применяют для обустройства покрытий автомобильных дорог на временной или постоянной основе. Плиты железобетонные для покрытий городских дорог изготавливаются в соответствии с государственным стандартом. Они популярны для строительства магистралей, дорог, автобанов. Плита из бетона или железобетона способна сохранять качественные характеристики при различном температурном режиме, отметка термометра может достигать минус сорок градусов по Цельсию. Применение плит обеспечивает длительный и надежный срок службы дорожного полотна.

Для чего нужны?

Дорожное покрытие из железобетонных плит обладает способностью выдерживать большие нагрузки. Предназначено для возведения непостоянных дорог и дорожных оснований на постоянной основе. Дорожную плиту применяют для подъезда к населенным пунктам с небольшим количеством населения, которые находятся от основной дороги на малом расстоянии. При работе с дорожными плитами не возникает сложностей, поэтому технология их возведения позволяет устанавливать автодороги на различной местности. Дорожное полотно позволяет устанавливать асфальт, который оберегает плиты от негативного внешнего воздействия и увеличивает эксплуатационный срок.

Железобетонные изделия имеют возможность повторного применения, при условии, что они сохранили качественные характеристики. Такая особенность в плитах позволяет экономить денежные средства и повторно использовать их для сооружения временной дорожной основы. Железобетонные или бетонные изделия после бывшего употребления имеют отличия от новых, сделанных на производстве, внешним видом, поэтому цена на монтаж использованных изделий меньше почти в половину. Плитные изделия из железобетона можно применять как при низких, так и при высоких температурных режимах. Чтобы обеспечить плитам высокую стойкость к различным температурам, в бетонный раствор следует добавлять специальные примеси, которые увеличивают прочность изделия.

Железобетонная дорожная плита обладает возможностью быстрого монтажа и не имеет сложностей при подготовке основания перед установкой. Обустройство дорог железобетонной плитой обеспечивает эстетически привлекательный вид дорожного покрытия и удобную езду для водителей.

В железобетонной плите присутствует недостаток, который заключается в следующем: производство изделий в грунт создает швы, что приводит к расхождению дороги. Таким образом, используя бетонные элементы, нужно периодически проверять их состояние и вид. Своевременное устранение дефектов увеличит эксплуатацию дорожного покрытия.

Конструкция

Плитные элементы дороги имеют прямоугольную форму и выполняются из железобетона толщиной 140-180 миллиметров. Их изготавливают из напряженной или ненапряженной арматуры. Имеют рифленую поверхность, а на боковых гранях содержат петли для монтажа. В качестве связывающего вещества используют бетон, и чем выше его марка, тем большей способностью обладает конструкция выдерживать нагрузки. Конструкция со стальными прутьями имеет долгий срок службы и имеет возможность сохранять свойства под воздействием негативных факторов. Изготавливают плитные элементы по государственному стандарту следующих размеров:

  • длина 600 см, ширина 175, 187, 350, 375 см;
  • длина 300 см, ширина 175 см;
  • длина 350 см, ширина 275 см;
  • длина 175 см, ширина 150 см.

Укладка изделий осуществляется штабелями в высоту не более двух метров. Первый ряд устанавливают на подготовленную поверхность, которую перед этим следует выровнять и обеспечить плотность.

Классификация

Плитные изделия дороги по назначению бывают двух типов:

  • для работ на постоянной основе;
  • для временного покрытия.

Бывают трапециевидные, прямоугольные и шестиугольные. Но наиболее популярны прямоугольные изделия для постоянных или временных автомобильных дорог. В зависимости от марок, изделия имеют различные размеры и, соответственно, цены. Например, плита ПД 60х12 имеет размеры 6х1,2х0,22 метра и вес 3390 кг, изделие марки ПД 6, обладает размерами 2,5х1,7х0,22 метра и весом 2300 кг. Маркировка изделий включает в себя уровень допустимой нагрузки.

Технология изготовления

Изготовление дорожных плит имеет следующую последовательность:

  • Подготавливаются формы. Подготовительные работы включают в себя очистку емкости от остатков старого бетонного раствора. Дно и боковые стороны смазывают специальной смазкой, которая необходима для уменьшения сцепления бетона с металлом емкости и для беспроблемного извлечения элемента.
  • Проводят армирование. Укрепление конструкции осуществляют двумя арматурными сетками, которые кладут в емкость и устанавливают фиксаторы. Фиксирующие приспособления необходимы для определения расстояния между армирующими сетками и служат ограничителями защитного слоя.
  • Подготовка строительного раствора. Для изготовления потребуется песок, щебень, цемент и вода. Для снижения расхода цемента и увеличения жесткости готовой конструкции в раствор добавляют пластификаторы.
  • Укладка раствора из бетона. Смесь равномерно укладывают по емкости и уплотняют. Уплотнение проводят на специальных вибростолах.
  • Термическая обработка забетонированного изделия. Заполненные емкости строительной смесью отправляют в специальную камеру, где осуществляется прогрев и термическая обработка.
  • Извлечение плитных элементов. После того как забетонированные емкости схватятся, проводят распалубливание конструкции.
  • Проверяют качественные характеристики готовой железобетонной продукции.
  • Наносят маркировку.
  • Отгрузка готовой продукции. Дорожные элементы отправляют на склад, где проводят их укладку штабелями.

Стендовый способ производства для небольших количеств плит.

Изготовление железобетонных элементов дороги осуществляется 2-мя методами:

  • Первый способ – агрегатно-поточный. Этот вид имеет возможность изготавливать одновременно несколько типов продукции. Для перемещения конструкций используют специально предназначенный подъемный механизм. Просушивание изделий проводят в термических камерах.
  • Второй способ – стендовый. Данный метод применяется на производстве с небольшим количеством выпускаемой продукции. Изготовление осуществляется путем перемещения механизма между стендами, изделие при этом неподвижно.

Чтобы производить продукцию с высокими техническими характеристиками, следует позаботиться о профессиональном персонале и качественном оборудовании. Для производства дорожных плит понадобятся следующие агрегаты:

  • пропарочная камера;
  • смесители для приготовления строительной смеси;
  • домкраты, которые необходимы для натягивания металлических прутьев при напрягаемой арматуре;
  • подъемные механизмы;
  • металлические емкости;
  • вибростол.

Одним из главных оборудований для плит дороги является форма. Перед тем как ее использовать, емкость следует очистить и смазать. Раствор из бетона разливают по формам и отправляют на вибростол, где осуществляется уплотнение смеси. Далее направляют изделия в пропарочную камеру, где происходит обработка заданными температурными режимами и влажностью.

Особенности укладки

Когда дорожные плиты изготовлены, приступают к их укладке. Однако для прочного и долговечного монтажа элементов следует ознакомиться с особенностями их установки, которые включают в себя следующие рекомендации:

  • Укладка плит не должна осуществляться непосредственно в почву. Перед их монтажом нужно сделать основание для будущей конструкции. Для этого срезается верхний слой грунта, разравнивается поверхность и удаляются возможные неровности. Далее следует вырыть траншею на глубину 300 мм и вырытое дно простелить геотекстилем. Данный нетканный материал способствует предотвращению роста травы и вымыванию основания. После чего нужно засыпать траншею щебнем и песком, слои тщательно утрамбовать и полить водой. Далее нужно уплотнить подушку виброплитой или виброкатком. Трамбовку заканчивают, когда поверхность приобретает ровность, которая важна для последующей укладки железобетонного покрытия.
  • В зависимости от рельефности местности следует оборудовать уклон, по которому будет стекать талая или дождевая вода. Можно установить лотки ливневой канализации. Далее монтируют бортовые камни или устанавливают бордюр.
  • Для получения качественной готовой продукции следует использовать только проверенные материалы и исправное оборудование.
  • Применять дорожные плиты нужно для поверхностей с соответствующей нагрузкой.

Вернуться к оглавлению

Вывод

Дорожные железобетонные плиты обладают высокой прочностью и универсальностью. Используют их в промышленном строительстве, где возможно их применение временно или на постоянной основе.

Железобетонные изделия поддаются различным нагрузкам, как от веса транспортных средств, так и от атмосферных осадков. Поэтому изготовление главного компонента плит – бетона, должно осуществляться по правилам и с использованием качественных материалов.

Дорожные плиты

Дорожные плиты – это железобетонные изделия, применяемые в дорожном строительстве. Дорожные плиты широко используются для устройства сборочных покрытий постоянных и временных дорог под автомобильную нагрузку

Дорожные плиты активно используются при строительстве дорог повышенных автомобильных нагрузок.

Дорожные плиты могут применятся как для строительства покрытий аэродрома, так и для дорог под автотранспорт высокой тоннажности или временных городских дорог. Плиты дорожные используются для строительства дорог в районах с температурой наружного воздуха до минус 40?С включительно.

Плиты дорожные железобетонные предварительно напряженные и плиты с ненапрягаемой арматурой изготовляются из тяжелого бетона. Применение железобетона в плитах позволяет резко повысить надежность и долговечность конструкций.
Разнообразие форм позволяет реализовать любое техническое решение.

Вес стандартной дорожной плиты составляет 2,2 т, вес аэродромной плиты – 4,2 т. Дорожные плиты для строительства временных дорог можно использовать несколько раз – б/у плиты долго не теряют своих качеств.

ТИПЫ ДОРОЖНЫХ ПЛИТ

Дорожные плиты подразделяют на типы в зависимости от назначения:

1. – для постоянных дорог,
2. – для временных дорог;
3. – б/у – ранее использованные.

Также дорожные плиты делят по типу конфигурации:

ПБ – прямоугольная с одним совмещенным бортом,

ПББ – прямоугольная с двумя совмещенными бортами,

ПШД – шестиугольная осевая диагональная,

ПШП – шестиугольная осевая поперечная,

ДПШ – диагональная половина шестиугольной плиты,

ППШ – поперечная половина шестиугольной плиты.

Дорожные плиты для временных дорог изготовляют без монтажных скоб. В этих плитах ниши для монтажных скоб допускают не устанавливать.

По согласованию с потребителем допускается изготовление плит типов П и ПТ с пазами для беспетлевого монтажа или с отверстиями для цангового захвата вместо монтажных петель и устройства ниш для них. При этом в предварительно напряженных плитах для постоянных дорог взамен монтажных петель необходима установка скоб. Число отверстий для цанговых захватов и их расположение определяют исходя из технологии изготовления плит и их монтажа.

Рабочая поверхность дорожных плит (верхняя поверхность дорожного покрытия) должна иметь рифление.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОИЗВОДСТВУ ДОРОЖНЫХ ПЛИТ

1. Дорожные плиты
следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и
технологической документации, утвержденной в установленном порядке, по
чертежам, приведенным в ГОСТ 21924.1-84 и ГОСТ 21924.2-84.
2. Дорожные плиты
подлежат изготовлению в формах, обеспечивающих соблюдение установленных
настоящим стандартом требований к качеству и точности изготовления
плит.
3. Дорожные плиты должны иметь заводскую готовность, соответствующую требованиям настоящего стандарта.
4. Дорожные плиты по прочности и трещиностойкости должны выдерживать контрольные нагрузки.
5. Дорожные плиты должны удовлетворять требованиям:

по показателям фактической прочности бетона (в проектном возрасте, отпускной и передаточной);
к качеству материалов, применяемых для приготовления бетона;
к качеству арматурных и закладных изделий и их положению в плите;
по маркам арматурной стали;
по маркам стали для закладных изделий и монтажных петель;
по отклонению толщины защитного слоя бетона до арматуры.

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПОВЕРХНОСТЕЙ И ВНЕШНЕМУ ВИДУ ПЛИТ

– Рифление поверхности дорожной плиты образуют путем применения в качестве днища поддона формы листовой рифленой стали по ГОСТ 8568-77 с ромбическим рифлением. Глубина рифа – не менее 1,0 мм. Рифленая поверхность дорожной плиты должна иметь четкий рисунок рифления без околов граней канавок. Шероховатость рабочей поверхности дорожных плит, изготовляемых этой поверхностью ‘вверх’, получают за счет обработки поверхности (после уплотнения бетонной смеси) капроновыми щетками или брезентовой лентой.
– Размеры раковин и местных наплывов на рабочей поверхности дорожной плиты не должны превышать:
по диаметру или наибольшему размеру раковин . 15 мм
по глубине раковин и высоте местных наплывов . 10 мм

Размеры раковин на нерабочей поверхности и боковых гранях дорожной плиты не должны превышать по диаметру или наибольшему размеру 20 мм. Околы бетона ребра (при их суммарной длине на 1 м ребра до 100 мм) не должны превышать 10 мм по глубине, измеряемой по рабочей поверхности дорожной плиты, и 20 мм – по нерабочей поверхности плиты.

– Трещины на поверхностях дорожных плит не допускаются, за исключением поверхностных усадочных и технологических шириной не более 0,1 мм и длиной не более 50 мм в количестве не более пяти на 1,5 м2 поверхности плиты.

ТЕХНОЛОГИИ УКЛАДКИ ДОРОЖНЫХ ПЛИТ

Укладка дорожных плит – это процесс довольно таки трудо?мкий. В связи с этим появилась необходимость в специализированной технике, способной заменить человека на трудоемких массовых операциях.

Читайте также:  Прованс своими руками: как создать уникальный интерьер (+29 фото)

Механизированная укладка дорожных плит появилась в конце 1970-х годов в Германии и прошла эволюционный путь от простых механических укладчиков до втоматизированных систем мощения, позволяющих производить не только укладку, но и множество других операций с помощью различного навесного оборудования и специализированных рабочих органов.

В настоящее время в мире механизированное мощение занимает лидирующие позиции на рынке работ большого объема. Такую популярность можно объяснить его преимуществами, основными из которых являются, помимо высокого качества и производительности, способность обеспечивать точный рисунок всего покрытия, избегать неровностей покрытия при укладке при соблюдении соответствующей технологии и получать равные межшовные расстояния на всей площади покрытия.

Производители техники для укладки дорожных плит не ограничиваются машинами и навесным оборудованием, они разрабатывают и комплекс механизмов, позволяющих подготавливать слои основания покрытия и основания для бордюров и водостоков, заполнять швы покрытий. Основой всех этих машин является самоходное устройство, оснащенное стрелой-манипулятором. Стрела с захватом-грейфером либо другим навесным оборудованием приводится в движение гидравликой.

Дорожная плита захватывается и выравнивается даже с высоты 2,6 м.

Одним из основных преимуществ механизированной укладки дорожных плит, является тот факт, что физическая нагрузка сводится к минимуму

Существенный недостаток, который не позволяет окончательно вытеснить ручной труд, ? это невозможность исполнения криволинейных рисунков из-за ограничений, связанных с геометрической формой захвата. Также невозможно без заводской предварительной сборки рисунка работать с разноцветными плитами и рисунками покрытий, состоящими из разноразмерных камней. Такие сложные формы пока приходится набирать вручную непосредственно на стройплощадке. Возможно, проблема постепенно решится, если на заводах начнут применять компьютеризированное оборудование по комплектации разноцветных слоев плит в поддоне.

ТЕХНОЛОГИИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

Для обеспечения высокого качества покрытий и их долговечности недостаточно одной механизации рабочих процессов, необходима правильная технология устройства покрытий. В Москве повсюду можно видеть последствия применения неправильной технологии. Это может быть проседание участков покрытия, разрушение его краев и вымывание песка, вздыбливание покрытий из-за перепадов температур зимой по причине отсутствия температурных швов расширения вкупе с применением песчано-цементных смесей для подосновы и многое другое.

В России мощеные покрытия применяют в основном для пешеходных зон, автостоянок и улиц с малой интенсивностью транспортного потока, а во всем мире их применяют и там, где существуют большие нагрузки на покрытия ? в доках, на складах, в портовых терминалах и даже для рулежных дорожек в аэропортах.

Существует четыре основных технологии возведения основания мощеных покрытий, каждая их которых имеет свои существенные отличия.

Кладка на цементопесчаную смесь. Технология применяется там, где необходимо создать водонепроницаемое покрытие с высокой несущей способностью, в частности, для автодорог. Основные его недостатки ? плохое сцепление с камнями из натуральных материалов, а также возможность нарушения целостности покрытия из-за перепада температур.

Вакуумным захватом можно поштучно укладывать крупные дорожные плиты

Возведение водопроницаемых (дышащих) покрытий с несущим слоем из щебня или гравия. Этот метод более экологичен и обеспечивает поддержание водного баланса почвы.

Использование щебеночно-гравийно-песчаных смесей и метода расклинки. Этот метод предотвращает уход песка в нижележащие слои из выравнивающего слоя, на который непосредственно осуществляется кладка.

Применение специальных изоляционных материалов. Такие покрытия препятствуют попаданию нефтепродуктов в почву и грунтовые воды.

Наибольшее распространение в мире получили водопроницаемые покрытия на щебеночно-песчаной основе. В совокупности с методами экологического мощения (применения водопроницаемых плит) данный метод используется везде, где нет необходимости в водонепроницаемых покрытиях.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ ДОРОЖНЫХ ПЛИТ

1. Испытание дорожных плит по прочности и трещиностойкости: – Испытание плит по прочности и трещиностойкости следует проводить нагружением.
Дорожные плиты испытывают нагружением, только после достижения бетоном плит прочности, соответствующей классу бетона по прочности на сжатие и марке по прочности на растяжение при изгибе. Допускается использовать для испытаний плиты, имеющие раковины, местные наплывы и околы бетона, размеры которых превышают допускаемые настоящим стандартом не более чем в два раза, и другие дефекты, не влияющие на прочность плит.
Ширину раскрытия трещин замеряют в местах ее наибольшего раскрытия при помощи отсчетного микроскопа типа МПБ-2 с ценой деления 0,05 мм и набора щупов по ГОСТ 882-75
2. Прочность бетона дорожных плит на сжатие и растяжение при изгибе следует определять по ГОСТ 10180-78 на серии образцов, изготовленных из бетонной смеси рабочего состава и хранившихся в условиях по ГОСТ 18105-86.
3. Допускается определять фактическую прочность бетона дорожных плит ультразвуковым методом по ГОСТ 17624-87 или приборами механического действия по ГОСТ 22690.0-77 – ГОСТ 22690.4-77, а также другими методами, предусмотренными стандартами на методы испытаний бетона.
4. Морозостойкость бетона дорожных плит следует определять из серии образцов, изготовленных из бетонной смеси рабочего состава, по ГОСТ 10060-87. При этом бетонные образцы перед испытанием должны быть насыщены 5%-ным раствором хлористого натрия и в таком же растворе должны оттаивать после каждого цикла замораживания.
5. Водонепроницаемость бетона дорожных плит следует определять по ГОСТ 12730.0-78 и ГОСТ 12730.5-84 на серии образцов, изготовленных из бетонной смеси рабочего состава.
6. Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси дорожных плит следует определять по ГОСТ 10181.0-81 и ГОСТ 10181.3-81.
7. Контроль и испытание сварных арматурных изделий дорожных плит следует проводить по ГОСТ 10922-75.
8. Измерение напряжений в напрягаемой арматуре дорожных плит , контролируемых по окончании натяжения, следует проводить по ГОСТ 22362-77.
9. Методы контроля и испытаний исходных сырьевых материалов, применяемых для изготовления дорожных плит , должны соответствовать установленным государственными стандартами или техническими условиями на эти материалы.
10. Размеры, отклонения от прямолинейности, неплоскостность, толщину защитного слоя, положение монтажно-стыковых элементов, качество бетонных поверхностей и внешний вид дорожных плит следует проверять методами, установленными ГОСТ 13015-75.

Виды дорожных плит

Активный рост количества автотранспорта способствует ужесточению требований к качеству дорожного покрытия. Применявшийся ранее для строительства дорог асфальт уже не может обеспечить должное качество дорожного покрытия. А от качества дорожного покрытия зависит безопасность на дорогах. Поэтому, для строительства дорог сейчас применяются новые технологии, применяются новые материалы. В качестве альтернативы асфальту на данный момент все больше и больше используются бетонные плиты (или дорожные плиты).

Дорожные плиты — железобетонные конструкции, используемые для укладки дорожного покрытия. Отличаются они прочностью, долговечностью, устойчивостью к низким температурам, осадкам и механическим воздействиям. Поэтому, их применяют там, где возможны сильные нагрузки на дорожное покрытие.

Класс бетона, его типоразмеры, конфигурация плит и процент армирования регламентированы в ГОСТ 21924.0-84. Также для изготовления дорожных плит используется стальная арматура — ненапрягаемая и находящаяся под напряжением.

Поверхность плиты, которая непосредственно контактирует с колесами транспорта, имеет рифление. Глубина рифа — минимум 1 мм. При производстве плит, после уплотнения смеси бетона, рабочая поверхность обрабатывается брезентовой лентой или капроновыми щетками. Благодаря этому, достигается шероховатость рабочей поверхности.

Основные виды дорожных плит

Дорожные плиты подразделяются на две категории:

  1. Первая категория — это плиты, предназначенные для укладки на дорогах с интенсивным движением. Такие плиты часто используются на междугородних автомагистралях, по которым часто передвигается грузовой транспорт. Нагрузки на такие дороги колоссальные. То есть, плиты должны выдерживать эти колоссальные нагрузки. Также плиты, относящиеся к этой категории, используются на военных полигонах, где также интенсивное движение транспорта с большой грузоподъемностью. Для обустройства больших площадей используются плиты шестиугольной формы.
  2. Вторая категория — это плиты для подъездных и временных дорог (дороги на строительных площадках, в карьерах, туннели, временные объездные дороги). Плиты, относящиеся к этой категории, в зависимости от своей формы, подразделяются еще на несколько видов: шестиугольные, прямоугольные, трапецевидные. Маркируются они, соответственно, буквами Ш, П, Т. Но, в основном, дорожные плиты этой категории имеют прямоугольную форму и размеры 6Х1,75 и 6Х1,87 м. Допускаются незначительные отклонения от этих размеров. Это зависит от условий, в которых плиты используются. Но, величина отклонений не превышает 6-12 мм.

По своим характеристикам дорожные плиты делятся на:

  • ПДП (плиты дорожного покрытия;
  • ПДН (плиты дорожные напряженные);
  • ПАГ (плиты аэродромные гладкие).

Они используются для строительства автомобильных дорог со средней интенсивностью движения транспорта. Этот вид плит используется для укладки как постоянных, так и временных дорог. Такие плиты при ремонтных работах могут демонтироваться и укладываться повторно.

При изготовлении плит дорожных напряженных (ПДН) используется железная арматура, которая усиливает напряженную составляющую. НА эту арматуру, находящуюся под напряжением, заливается бетонная масса. Благодаря этому, достигается прочность плит на изгиб.

В этой статье , ты узнаешь о подходящем времени проведения измерений звуковых волн.

Здесь тебе будет интересно узнать, что нужно для того чтобы оценить защиту помещений и сооружений от различных типов шумового загрязнения.

Плиты аэродромные: что это такое, где их используют

Плиты аэродромные гладкие (ПАГ) — это предварительно напряженные сборные плиты больших размеров. Изготавливаются они из высокопрочного тяжелого бетона, устойчивого к низким температурам. Масса одной плиты составляет 4-5 тонн.

При изготовлении ПАГ они армируются прутьями, выполненными из металла высокого качества. Благодаря этому, аэродромные плиты устойчивы к трещинам и деформации.

Аэродромные плиты применяются не только для строительства аэродромов. Они также используются для укладки дорог, по которым предполагается передвижение большегрузного транспорта, а также для установки башенных кранов.

По сравнению с другими типами, аэродромные плиты обладают наибольшей надежностью, длительным сроком эксплуатации и безопасностью для движущегося по ним транспортного средства. Их монтаж происходит в максимально короткий срок.

Но, основным преимуществом ПАГ является возможность их многократного использования. Аэродромная плита, бывшая в употреблении, обладает теми же свойствами и характеристиками, что и новая. В то же время, стоимость б/у аэродромной плиты на порядок ниже, чем новой.

При маркировке аэродромных плит указывается их толщина. Например, обозначение ПАГ-14 означает: аэродромная плита толщиной 14 см. Необходимая толщина плиты выбирается в зависимости от условий, в которых она будет эксплуатироваться. Наиболее популярными являются аэродромные плиты ПАГ-14 и ПАГ-18.

Любой из описанных выше типов дорожных плит по своим характеристикам превосходит асфальт. О популярности плит, как дорожного покрытия, говорит тот факт, что в некоторых странах 60 % дорог изготовлены именно из этого материала.

Клеи на основе резины – популярные марки и правила применения

На рынке строительных материалов сейчас присутствует несколько разновидностей клеев – универсальные, полиуретановые, эпоксидные и ряд других. Не теряет популярности и изобретенный много лет назад резиновый клей. Таким составом можно без проблем склеить любые изделия из резины, а также кожи, пластика и прочих материалов.

Основные особенности

Такой вид клея нередко называют жидкой резиной, ведь его делают из натурального каучука – природной смолы, обладающей мощными клеящими способностями. Вместо нее в производстве вещества могут применяться синтетические смолы. Каучуковая составляющая для получения клея разводится в химических растворах, в зависимости от марки и точной разновидности средства они меняются. В качестве растворителей, а также наполнителей в резиновом клее могут присутствовать:

  • ароматические углероды;
  • хлорсодержащие соединения;
  • этилацетат в смеси с нефрасом;
  • полистирол;
  • искусственный латекс;
  • смолы;
  • оксиды металлов;
  • амины;
  • сера;
  • стабилизаторы – этанол, диэтиламин.

Как пластификаторы, улучшающие свойства клея, в состав вводят минеральные масла, фталаты, ланолин, эфиры карбоновых кислот. Вообще, каждый производитель разрабатывает свою рецептуру резинового клея, уменьшая или повышая в нем долю природного каучука и добавляя все новые вещества. В любом средстве обязательно присутствует минимальный набор компонентов – агент сшивающего типа, вулканизирующая добавка и растворитель.

Клеем можно соединять самые разные материалы, применять его для бытовых нужд, на стройке, в ремонте. Им в домашних условиях ремонтируют велокамеры, резиновые лодки, кожаные изделия, используют его для обуви, заделки дыр, дефектов. Данным клеем также возможно закрепить линолеум, ковролин, иные напольные покрытия. Некоторыми видами допустимо работать даже по стеклу, кафельной плитке, металлу. Составы промышленного назначения применяются для покрытия ракеток для настольного тенниса, текстильных изделий (например, перчаток), вакуумной продукции, в производстве мебели, автодеталей.

После застывания клей по внешнему виду, свойствам становится сильно похожим на резину. Средство бывает прозрачным и непрозрачным, что нужно учесть перед покупкой. Оно остается эластичным даже по мере отверждения, за что и ценится мастерами. Минусы у резиновых клеев тоже есть:

  • не слишком эстетичный на вид клеевой шов;
  • неприятный запах из-за присутствия растворителей;
  • необходимость в хорошей вентиляции вследствие токсичности;
  • трудности с нанесением;
  • появление ожогов на коже при неаккуратной работе;
  • риск порчи инструментов после окончания процесса или сложности с их отмыванием.

Виды резинового клея

Каждый клей для резины можно включить в ту или иную группу по типу отверждения:

  1. Невулканизирующиеся составы. Отверждение случается при испарении растворителей.
  2. Самовулканизирующиеся средства. Застывают при участии атмосферной влаги. Бывают однокомпонентными, двухкомпонентными.

По объему сухого остатка клеи делят на группы А и Б. В первой группе средств доля сухого остатка равна 6-8% (они – самые эластичные), во второй – 8-12%. По составу клеи подразделяются следующим образом:

  1. На натуральной резине. Средства имеют природное происхождение, но не способны выдерживать высокие температуры. В промышленности клеи применяются ограниченно.
  2. Хлоропреновые. В состав клеев включаются двухвалентные оксиды металлов. Они являются высокопрочными, термостойкими, легко выдерживают действие неблагоприятных факторов. Средства считаются лучшими при работе с металлом и стеклом.
  3. На бутадиен-нитрильном каучуке. Такие клеи являются весьма водостойкими, что расширяет сферу их использования.
  4. На кремнийорганическом каучуке. Средства применяются для склеивания резины, имеют повышенную термостойкость.
  5. На бутадиен-стирольном каучуке. Обычно идут на производство скотча, для художественных работ, их клеящие способности невысоки.

Еще клеи можно поделить на средства для домашнего и промышленного применения. Если первые выпускаются во флаконах, тюбиках, то вторые – в банках, ведрах, бочках и наносятся при помощи специальных инструментов. По форме все клеи можно поделить на обычные составы в тюбиках, густые клеи-пасты (мастики), а также клеи-герметики, дополнительно обладающие герметизирующими свойствами.

Свойства и технические характеристики

Отличие резинового клея от прочих клеевых составов в том, что он формирует сохраняющий пластичность шов. Этим средство напоминает эластичные силиконовые герметики, которые после сушки тоже остаются полутвердыми, как сырая резина, за счет чего не растрескиваются в процессе эксплуатации. Средняя вязкость по вискозиметру ВЗ-246 у резиновых клеев составляет 10-40 секунд.

Клеи на основе каучука обладают высокой прочностью на разрыв (от 1,09 Мпа). А специальные высокопрочные составы выдерживают самые серьезные нагрузки, они применяются на стройке, в автомобильном ремонте. Большинство клеев являются водостойкими, потому подходят для ремонта изделий, контактирующих с влагой и даже длительно пребывающих в воде – лодок, обуви. Есть в продаже бензостойкие и маслостойкие средства, которые нерастворимы в нефтепродуктах (например, клеи марки КР-5-18, БР-10).

В продаже можно встретить быстросохнущие резиновые клеи, отверждение которых происходит скорее, чем у обычных составов. Чаще всего они используются в экстренных работах и при масштабном ремонте, чтобы не тратить много времени на сушку. Универсальные клеи сочетают в себе все основные свойства перечисленных средств:

  • работают при -50…+70 градусах;
  • водостойкие, маслостойкие;
  • эластичные;
  • не вредят материалам оснований.

к содержанию ↑

Читайте также:  Профиль для светодиодной ленты своими руками

Способы нанесения

Склеивание может осуществляться способом горячей и холодной вулканизации, от чего зависит время сушки клея.

Холодный

Данный метод практически не отличается от склейки изделий обычными клеевыми составами. Процесс производится при комнатной температуре. После нанесения клея тонким слоем выжидают 20 минут, повторяют процедуру, затем соединяют детали. Далее оставляют предмет до полного высыхания (от суток до 2-3 дней).

Горячий

Склеивание горячим способом предполагает нагревание поверхности с нанесенным клеем до +70…+160 градусов, после чего детали соединяются друг с другом. Скорость сушки шва при этом сокращается до 3-х часов, а быстросохнущие составы и вовсе сохнут за несколько минут.

Выбор и технология работы с клеем для резины

Для ремонта или производства изделий необходимо подобрать качественный резиновый клей. Чем более гибкой будет готовая конструкция, тем эластичнее должен быть состав. Также важно учесть влажность и температуры эксплуатации изделия, последующую нагрузку, структуру материалов (жесткая, мягкая, пористая). Клей на основе резины не должен вредить основному материалу, проявлять к нему химическую агрессивность.

Тонкости процесса

Чтобы надежно склеить две поверхности или заделать дефект, нужно убедиться в оптимальности консистенции клея. Обычно он густеет при неправильном хранении или истечении срока годности. Если во втором случае лучше выбросить состав, то в первом можно его немного разбавить. Чем растворить слишком густой клей? Обычно подходят нефрас или бензол, которые добавляют до получения однородной массы.

Прочие полезные советы при пользовании клеем:

  • температура в помещении не должна опускаться ниже +5 градусов, иначе скорость застывания состава резко снизится, как и качество клеевого шва;
  • каучуковые составы являются огнеопасными, работа с ними допустима только с тщательным соблюдением правил противопожарной безопасности (запрещено находиться рядом с любыми источниками огня);
  • отклоняться от инструкции производителя, сокращать время выдержки клеевого шва до эксплуатации нельзя;
  • для горячей склейки удобнее всего применять строительный фен, который очень быстро разогревает клей до необходимого предела;
  • при горячем склеивании усиленно выделяются вредные испарения, поэтому работать можно только при хорошей вентиляции и надев респиратор.

к содержанию ↑

Подготовка поверхности

При подготовке перед склеиванием нужно убрать с изделий любые загрязнения. Гладкие материалы рекомендуется зашкурить (обработать наждачкой), это поможет усилить адгезию клея с основанием. После нужно обезжирить перед склеиванием обе детали, для этого их необходимо протереть спиртом, ацетоном или иной быстро испаряющейся жидкостью. Перед работой поверхности должны быть полностью сухими.

Нанесение клеевого состава

Густые клеи наносят при помощи маленького шпателя, более жидкие – кисточкой. Толщина слоя клея составляет около 2 мм. После его нанесения на 2 слоя сразу прижимают детали друг к другу либо проводят разогревание клея или дают ему немного подсохнуть на воздухе – в зависимости от рекомендаций производителя.

При ремонте лодки выполняют более тонкий клеевой слой (1 мм), затем прикладывают кусок марли, наносят еще один слой, и только потом присоединяют заплатку. Вылезший клей сразу же удаляют ножом, шпателем. Выдерживают изделие 1-2 суток или больше, желательно в тисках или под прессом.

Производители резиновых клеев

Популярным клеем является «Момент-1» – быстросохнущий состав, который идеально подходит для резины, дерева, металла, пластика, стекла. Его можно наносить очень тонким слоем, поэтому расход будет минимальным. Прижимать поверхности друг к другу надо всего 15 секунд, а затем нужно оставить детали до полного высыхания.

Прочие примеры известных марок резиновых клеев:

  1. Клей 88 Н. Имеет консистенцию сметаны, легко разводится бензолом. Рекомендуется подсушить первый слой средства 5-6 минут, потом нанести второй и положить изделие под пресс.
  2. Клей 88 СА. В качестве основы включает каучук и искусственные смолы, разводится нефрасом и этилацетатом. Предназначен для склеивания стекла, древесины, бетона, резины, пенопласта, поролона.
  3. Клей 4508. Супервлагостойкое средство, эластичное, обладает высокой липкостью. Применяется в производстве текстильных изделий, спецкостюмов, прорезиненных тканей. Хорошо склеивает лодки и иные изделия из ПВХ.
  4. «Радикал». Этот состав особенно ценят рыбаки: из-за способности выдержать большую нагрузку, влияние воды и отрицательных температур его можно применять в ремонте лодок. Средство не боится даже морской воды.
  5. «Гумми». Данный клей чаще всего применяется в ремонте кожгалантереи, обуви, автомобильных и велосипедных камер.
  6. Plasti Dip. Представляет собой краску с добавлением каучука, которая наносится на детали автомобиля для оптимизации внешнего вида и усиления защитных свойств.

Резиновые клеевые составы позволяют надежно скрепить изделия из многих материалов, они буквально впитываются в поверхности, и полученный шов не разрушается в течение многих лет. Стоимость клеев невысока, ремонт не обойдется дорого, что только усиливает их востребованность.

Резиновый клей: виды и характеристики

Каждому человеку приходится в своей жизни использовать клей. Он может быть различным, в том числе и резиновым. Именно резиновый клей привлекает все больше интереса. Стоит ознакомиться с его разновидностями, особенностями и характеристиками, научиться выбирать качественный продукт, а также рассмотреть инструкцию к применению.

Особенности

Резиновый клей на основе каучука нашел широкое применение во многих отраслях и сферах жизнедеятельности человека. Он может применяться для работы с большим количеством материалов.

Резиновый клей остается эластичным даже после полного затвердевания. В этом заключается его главная особенность, за которую он ценится и выбирается для работы с эластичными материалами. В твердом состоянии он максимально напоминает резину.

При выборе клея нужно обращать внимание на состав. Он должен быть максимально приближен к склеиваемым деталям. Некоторые производители применяют не натуральный каучук, а синтетический. А также каждый из них использует свой рецепт.

В большинстве случаев рецептуры являются уникальными. От используемого рецепта сильно зависят особенности конечного продукта, эксплуатационные свойства и характеристики.

Состав

На отечественном рынке представлено большое количество резинового клея. Можно выбрать прозрачный или промышленный, эластичный или очень прочный, для разных целей и материалов. В любом случае все эти вещества будут иметь схожий состав. Резиновый клей является натуральным каучуком, который разводится в растворителе. Поэтому, говоря о резиновом продукте, всегда подразумевается каучуковый клеящий состав.

В качестве растворителя могут использоваться такие вещества, как:

  • соединения с хлором;
  • ароматические;
  • этилацетат с нефрасом.

Первые два варианта являются токсичными и используются в минимальном количестве. Последний растворитель получил гораздо большее применение. Для снижения пожароопасности и токсичности используют латексы на водной основе. Такой состав хоть и является безопасным, но он характеризуется меньшей липкостью.

В клее, который создается из натурального каучука, могут присутствовать смолы и полистирол с низкомолекулярной структурой. Их количество в смеси ограничено, в противном случае теряется эластичность шва.

Роль отвердителей выполняют агенты, которые выбираются в соответствии с использованным каучуком. В большинстве случаев применяются оксиды металлов и сера. Для холодной вулканизации хорошо подходят амины. А также в составе резинового клея содержатся пластификаторы. С этой ролью отлично справляются минеральные масла. Стабилизатором служит этанол, который предотвращает образование геля. В роли наполнителя используется технический углерод.

Состав, как видно, сложный и разнообразный. У каждого производителя существует уникальный рецепт, который не поддается разглашению.

Производство резинового клея регулирует ГОСТ. Смесь, которая соответствует этим нормам, является наиболее качественной.

Разделение резинового клея на типы осуществляется по двум основным признакам: количество сухого остатка и особенности состава каучука.

Производство резиновых клеящих смесей осуществляется в соответствии с ГОСТ 2179-78 и ТУ. Согласно этим нормативным документам количество сухого остатка может быть от 6 до 8% и от 8 до 12%.

Продукту, относящемуся к первой категории, соответствует марка А. Продуктам из второй категории присваивается марка Б.

В зависимости от состава каучука выделяют несколько разновидностей клеящего вещества.

  • Материал на основе натуральной резины может использоваться не во всех случаях. Например, для некоторых областей промышленности применение такого клея недопустимо. Причина скрывается в низком сопротивлении относительно воздействия агрессивных условий. А также натуральный компонент не способен выдерживать высокие температуры.
  • Хлоропреновый материал имеет в своем составе двухвалентные оксиды металлов. Такой клей является более надежным, прочным и стойким, когда идет речь о воздействии агрессивных факторов. Для работы с металлом, стеклом, пластиком и деревом лучше выбирать именно такое вещество.
  • Бутадиен-нитрильный каучук делает смесь водостойкой, что определяет сферу ее использования. В составе хоть и присутствует сера, но также рецептура предполагает наличие тиурамов.
  • Кремнийорганический каучук позволяет создавать особенный клей. Для его затвердевания необходим тетрабутоксилан. Такой клей используется для работы с однородной резиной.
  • Бутадиен-стирольный каучук служит сырьем для изготовления производственного резинового клея. Он характеризуется слабыми склеивающими способностями, поэтому используется чаще всего для производства скотча.

Это не все разновидности каучука, который используется для создания резинового вещества. Другие варианты являются менее распространенными, а использование таких смесей ограничено.

Стоит ознакомиться с марками, которые доступны для российского пользователя:

  • Отличный резиновый герметик выпускается российским производителем. Эта марка хорошо всем известна – 88 Н. Этот клей применим для многих материалов, отличается высокой надежностью и прочностью. Он отлично разводится бензолом, в результате чего получается однородная масса.
  • Клей марки 4508 широко используется для склейки резиновых и текстильных технических изделий. Он требует тщательной подготовки рабочей области.
  • Под маркой Plasti Dip скрывается краска, в основе которой лежит резина. Такой материал используется для покрытия внешних деталей автомобиля, что позволяет защитить его от внешних факторов и улучшить внешний вид.
  • В обувной промышленности часто используется резиновый клей Rubber Cement. Детали склеиваются некрепко и даже через некоторое время они могут быть легко разъединены. Такие качества ценны при скреплении внешних деталей на обуви и фиксирования подкладки.
  • Клей 88 СА создается на основе коллоидной резины и смолы фенолформальдегидного типа. Эти компоненты смешиваются с нефрасом и этилацетатом. Клей получается очень прочным, надежным и долговечным. Он широко используется во время ремонта и даже в строительной сфере.

Технические характеристики

Большой выбор резиновых клеящих составов определил обширный набор технических характеристик, которые могут быть присущи тому или иному продукту. Не составит труда подобрать как раз тот вариант, который будет максимально соответствовать требованиям пользователя.

  • Водостойкий клей особенно актуален при выполнении ремонта резиновых лодок, кожгалантереи и обуви. Другой состав не подойдет для выполнения этой работы. Нужен клеящий материал исключительно с водостойким эффектом.
  • Высокопрочный клеящий состав способен выдерживать агрессивные условия эксплуатации. Используются такие материалы в сфере ремонта автомобилей и строительстве. С ним нужно аккуратно обращаться, поскольку убрать высохший клеящий раствор и переделать работу будет сложно.
  • Быстросохнущий резиновый клей позволяет сократить процесс склейки материалов. Но с таким материалом сложно склеивать большие детали. Большая часть резиновых смесей быстро сохнет при нагреве.
  • Эластичный шов – это главная особенность, которая свойственна резиновому клеящему материалу. Такая характеристика позволяет склеивать мягкие материалы, при этом сохраняя их структуру. При высыхании клей становится похожим на резину: мягкую, гибкую, податливую и прочную.
  • Маслостойкий клей на основе резины необходим для работы с бензостойкими и маслостойкими резиновыми изделиями. Примером таких смесей служит лейконат, Б-10 и КР-5-18.

Многие производители выпускают универсальные составы, в которых сочетаются все описанные характеристики или большая их часть. При выборе клея необходимо тщательно изучать его технические характеристики и условия эксплуатации, которые он способен выдерживать.

Назначение

Резиновый клей можно использовать для склеивания практически любых материалов. Для бытовых нужд чаще всего используется клеевая смесь марки А. С ее помощью можно ремонтировать камеры из резины, изделия из кожи, соединять резину с бумажными поверхностями. А также такой клей может использоваться для фиксирования ковролина, линолеума и прочих напольных покрытий. Существуют отдельные разновидности резинового клея, которые подходят для металла и стекла.

В промышленных целях чаще всего используется клей 4508. Он подходит для текстильных покрытий, ремонта и производства резинотехнических изделий, вакуумной продукции. Для организации напольных покрытий принято использовать полиуретановый клей. Он применяется для резиновой крошки и плитки. Такое средство ценится за высокую устойчивость к влиянию атмосферных явлений и механическим повреждениям, многократному трению, высокому давлению и многим другим нагрузкам.

Производители

Российскому пользователю хорошо знаком клей «Момент». Это действительно лучший вариант для бытового использования. Он имеет обширную сферу использования и позволяет с легкостью решить большую часть задач, которые могут возникать в повседневной жизни. Единственным недостатком является быстрое застывание клея, что делает тюбик одноразовым. Даже после плотного закрытия клей в тюбике все равно застынет и станет непригодным для дальнейшего использования.

Компания «Новбытхим» из Петербурга имеет обширное производство бытовой химии и продукции лакокрасочного типа. Среди такого широкого ассортимента присутствует и резиновый специальный клей марки 88-НТ.

Компания «Эколайн» выпускает целый ряд резиновых смесей. Среди такого ассортимента несложно подобрать нужный вариант для выполнения любой работы. Продукция выпускается в различном объеме, что является удобным для пользователя. Марки от этого производителя часто приобретаются для различных производств.

Инструкция к применению

Можно выбрать самый дорогой и надежный клей, но желаемый результат не будет достигнут. Причина будет скрываться в неправильном использовании и несоблюдении инструкции. Поэтому стоит рассмотреть правила использования резинового клея в домашних условиях.

Склейка может производиться двумя способами:

  • Холодная склейка выполняется при комнатной температуре. При этом полного высыхания шва придется ждать несколько часов или даже несколько суток.
  • Горячая склейка предполагает использование температуры от +70 до +160 градусов. При этом длительность высыхания шва существенно сокращается и обычно составляет всего несколько минут.

Перед использованием смеси обязательно потребуется сделать качественную и тщательную подготовку рабочей области. Суть подготовки заключается в выполнении следующих этапов:

  • обработка абразивом, в качестве которого отлично подходит мелкая наждачка;
  • тщательное обезжиривание и удаление сложных загрязнений;
  • обработка поверхности специальным очистителем, который позволит убрать пыль, включая самые мелкие частички.

Такая подготовка обеспечит более качественное скрепление поверхностей и повысит надежность шва. А также во время работы с любым резиновым клеем необходимо соблюдать такие правила, как:

  • все каучуковые клеящие смеси являются огнеопасными, поэтому работать вблизи источника открытого огня категорически запрещается;
  • инструкция по применению должна соблюдаться до мельчайших нюансов, отклоняться от рекомендаций производителя нельзя ни при каких обстоятельствах;
  • при выполнении горячей склейки удобно использовать строительный фен, который позволит за короткое время безопасно довести температуру клея до нужной температуры;
  • горячая склейка выполняется только на открытом воздухе, поскольку состав может выделять вредные для человека пары.

Важно! К разным видам клеевых резиновых составов может применяться различная инструкция по применению. Вся необходимая информация находится на упаковке, поэтому следует внимательно ее изучить перед началом работ.

Резиновый клей можно приготовить своими руками. Сложного в этом ничего нет.

Действовать нужно следующим образом:

  • мелко нарезанный каучук требуется развести нефрасом;
  • смесь ставится на водяную баню и нагревается до +50 градусов;
  • чтобы полностью растворить каучук, потребуется подождать 2 часа;
  • в смесь, которая будет напоминать сметану, необходимо добавить 4% серу и 1% магнезию.

Приготовление смеси на этом завершается. Конечный продукт получается водостойким, прочным и надежным, подходит для работы практически с любыми материалами.

Оцените статью
Добавить комментарий