Погреб в гараже – вентиляция: устройство, схема правильной вытяжки в смотровой яме и подвале

Виды вентиляционных систем

В основе работы любой вытяжной системы лежит принцип циркуляции воздуха. Отработанные пары, содержащие множество вредных примесей, выходят из помещения, уступая место свежему воздуху. Это значит, что для организации стандартной вентиляции необходимы две разных трубы: одна на вход, другая на выход.

Специалисты различают два вида вентиляционных систем:

  • Естественная. Излишки влаги и другие вредные вещества удаляются из подвала с помощью тепловой конвекции. Нагретый пар, скопившийся в верхней части ямы, самопроизвольно поднимается и покидает помещение, освобождая место более сухому воздуху, поступающему с улицы.
  • Вентиляция принудительного типа. Воздухообмен между подвальным помещением и улицей происходит с помощью дополнительных механических нагнетателей. Подобная схема намного эффективнее естественной, однако требует некоторых финансовых затрат и постоянного доступа к электроснабжению.

Разберём плюсы и минусы каждой системы немного подробнее.


Среди достоинств естественной вентиляции можно выделить:

Зачем нужна вентиляция в погребе гаража

Есть несколько весомых причин, объясняющих необходимость вентиляции подвала гаража:

  • Отсутствие организованного воздухообмена приводит к увеличению влажности в погребе и возникновению плесени на поверхности стен. Продукты, хранящиеся в таких условиях, начнут портиться.
  • Температура в подвале зимой выше, чем в гараже, поэтому – при отсутствии вентиляции – помещение гаража наполняется поднимающимся вверх влажным воздухом. Таким образом, создаются условия для возникновения коррозии кузова, металлических деталей и предметов, находящихся во влажном помещении гаража.
  • Работающий двигатель машины и различные химические автожидкости, имеющиеся в гараже, выделяют пары токсичных веществ. Предотвратить их накопление можно при помощи правильно устроенной вентиляции.


Данная система получила широкое распространение благодаря множеству достоинств:

Обустройство в подвале

Чаще всего при устройстве схемы вентиляции в гараже с подвалом выбор падает на принудительную систему. Перед установкой необходимо определить, где будет располагаться вентилятор; в самом подвальном помещении или на крыше его ставить нельзя, поскольку при попадании воды внутрь он сломается. Многие модели, особенно очень мощные, отличаются шумным режимом работы, поэтому и в самом гараже их ставить нежелательно. Остается два варианта установки:

  • На входной трубе в точке притока воздушной струи.
  • Монтаж канального вентилятора.

Сначала требуется монтировать входную и вытяжную трубу, первая идет в подвал от земли, а вторая – через крышу гаража с подвального потолка. После этого внутрь встраивается вентилятор, пропускается провод, выполняется монтаж выключателя. Вытяжку желательно закрыть снаружи прочной металлической решеткой с мелкими ячейками, чтобы внутрь не попали насекомые или мелкие животные.


Сначала требуется монтировать входную и вытяжную трубу, первая идет в подвал от земли, а вторая – через крышу гаража с подвального потолка. После этого внутрь встраивается вентилятор, пропускается провод, выполняется монтаж выключателя. Вытяжку желательно закрыть снаружи прочной металлической решеткой с мелкими ячейками, чтобы внутрь не попали насекомые или мелкие животные.

Устройство естественного воздухообмена

Естественная вытяжка состоит из ряда составляющих:

  1. Входная труба, через которую чистый и свежий воздух будет попадать внутрь погреба. Чаще всего она имеет диаметр от 10 до 25 см.
  2. Выходная труба, через которую воздух будет покидать помещение. Ее диаметр будет немного меньше.
  3. Резервуар, в который будет собираться конденсат.
  4. Мелкая сетка, которой закроется наружная часть трубы.
  5. Конусный козырек.


Перед тем как сделать вытяжку в погребе гаража, проведите теплоизоляционные и гидроизоляционные работы. Лучше всего это делать еще на этапе строительства подвала.

  1. Работа с вытяжным воздуховодом. Система вентиляции должна работать правильно, поэтому нижний конец трубы нужно зафиксировать в 1.5-2 метрах от пола. Внешняя же часть выводится наружу, за пределы подпола. При этом верхняя точка будет выше уровня грунта на 0,5 м.
    Есть два способа для установки вытяжной трубы. Если использовать сквозной вариант, то трубу нужно будет провести насквозь, через гаражный пол, в само помещение, и вывести через потолок и кровлю основного сооружения.
  2. Есть еще один вариант, который называется «сквозь стену». Если использовать его, нижняя часть вентиляционной трубы будет расположена вертикально и выходить не через верх, а через боковую стенку основного здания, и подниматься вверх параллельно основному строению.

Из чего сделать вентиляцию

Многие люди, столкнувшись с вопросом как сделать вентиляцию в подвале гаража или как сделать вентиляцию в погребе гаража, прежде всего, смотрит на то, из каких труб должна, делаться сама система.

Трубы, используемые для приточно-вытяжной вентиляции:

  • Полипропиленовые для вентиляции
  • Полиуретановые для вентиляции
  • Асбестоцементные
  • Полипропиленовые для канализации

Воздухообмен, сделанный в погребе из труб, которые специально предназначены для вентиляции, обычно покрыты специальным антистатическим раствором, не задерживающим пыль, и как следствие они меньше засоряются. Но поскольку они несколько дороже, то люди, желающие понять, какая вентиляция в гараже с подвалом лучше и дешевле, далеко не всегда пользуются подобным вариантом.

Иногда берут для этой цели асбестоцементные трубы. Их плюс в том, что они практически не нуждаются в изоляции. Однако их не очень удобно стыковать с пластиковыми. При стыковках таких труб отверстия делают овальные и поскольку пластиковые хорошо гнутся они легко входят в асбестоцементные. Диаметр сечения вентиляционных труб должен быть не менее 15 сантиметров. Если сделать круглое отверстие диаметром 15 см в асбестоцементной трубе, то она практически потеряет свою прочность и станет довольно хрупкой, именно по этому, при совмещении с ПХВ в них делают овальные отверстия. При стыковке только асбестоцементных труб используют специальные муфты.

Очень часто приоритет в выборе материала труб останавливается на канализационных.

Причины их выбора:

  • Дешевизна
  • Возможность использовать разнообразие множества муфт
  • Простота в монтаже
  • Герметичность при использовании резиновых колец уплотнителей.

Следует обязательно учесть, что вытяжка в подвале гаража будет лучше функционировать, когда имеет как можно меньше ответвлений и колен, поскольку каждый такой изгиб значительно снижает КПД вытяжки.


Располагать трубу для притока воздуха лучше всего вертикально, для беспрепятственного потока воздуха. Можно сделать немного под наклоном (не более 75 град.). Конец её в погребе обычно не доходит 40-60 см до пола. Если вентиляция в подвале гаража сделана правильно, то конденсат на теле приточной трубы, даже тонкостенной, быть не должен. Но для большей надёжности многие покрывают их сверху изоляцией.

Какая вытяжка нужна вашему погребу?

Правильно сделанная система вентиляции подвала гаража позволит максимально быстро устранить воздействие всех негативных факторов.
Монтаж приточной трубы погреба позволит обеспечить поступление чистого воздуха к овощам и продуктам. Назначение вытяжной трубы вентиляции в гараже с погребом – удалять из воздуха влагу и ядовитые вещества.

Циркуляция воздуха помогает поддерживать нормальную влажность в помещении.

Лучшая организация воздухообмена – комбинация приточной и вытяжной систем в подвале и погребе. Она может быть выполнена двумя способами:

  1. Создание естественного воздухообмена в погребе – это самый популярный вариант. В этом случае хватает монтажа двух труб: приточной и вытяжной. Подобное устройство работает благодаря тому, что температура в овощной яме и снаружи различается. Но такая вытяжка перестанет работать в теплое время года, когда температура начинает выравниваться. С другой стороны, зимой вытяжка ямы закупоривается снегом и инеем, и с этим трудно что-то сделать (трубу придется дополнительно прогревать). Именно поэтому устройство естественной вентиляции рекомендовано для небольших гаражей, в которых владелец будет периодически осматривать и прочищать трубы, а также утеплять их зимой.
  2. Наличие принудительной вентиляции в гараже с подвалом – наилучший вариант. В этом случае микроклимат ямы предельно приближен к уличному. Такая вентиляция в погребе обеспечивает движение воздушного потока с помощью дополнительных вентиляторов или иных агрегатов. Как правило, система состоит из двух труб или же одной двустворчатой трубы.

Естественная вентиляция имеет неоспоримое преимущество – доступность. В том случае, если у вас большой по размерам гараж, который предполагает стоянку в нем автобуса или грузовика, то вытяжку нужно делать принудительную.


Таким образом, вентиляция гаража с подвалом может осуществляться с помощью естественной вытяжки. Этот подход, конечно, не идеален, но все же позволяет обеспечить и в гараже, и в погребе более-менее чистый воздух.

Воздухообмен в смотровой яме

Канава, предназначенная для осмотра днища авто, нуждается в проветривании. Причина – влага, проникающая из грунта сквозь кирпичные или бетонные стенки, плюс стекающая с машины вода. Если сверху яма не закрыта досками, подойдет описанная выше схема, дорабатывать ничего не придется:

  1. Из-за большей плотности и веса холодный поток стремится опуститься вниз, вытесняя теплые воздушные массы. Часть воздуха из приточных отверстий движется на дно канавы.
  2. Перемешиваясь с внутренним воздухом, приток нагревается и становится легче. Его вытесняет вверх следующая порция холодной воздушной смеси.
  3. Попадая в зону действия вытяжки, воздух увлекается тягой вертикального канала и выводится наружу. Принцип работы вентиляции проиллюстрирован ниже на схеме.

Приямок успешно проветривается, если не закрывать его досками

На практике чаще наблюдается другая ситуация: яма перекрыта досками, влага оттуда не удаляется и выпадает конденсатом на внутренней стороне щитов. Дерево гниет, железные уголки обрамления канавы точит коррозия.

Правильное решение проблемы — закладка под стяжку подземного воздуховода нужного диаметра, ведущего из ямы на улицу. Практикуется 2 варианта устройства вентиляции в яме:

  • труба подключается к приточному стеновому отверстию и опускается на высоту 15—20 см от дна канавы;
  • отдельный вытяжной воздуховод прокладывается из ямы под полом и вертикально поднимается на кровлю.

Провести в яму приточную трубу — самый доступный способ устроить проветривание

В первом случае мы подаем прямо в канаву свежий приток, во втором – отсасываем влажный воздух. Образовавшийся конвекционный поток заставит воздушные массы просачиваться сквозь щели меж досками. Оба варианта одинаково работоспособны. Обычно удобнее организовать приток – яма всегда устраивается ближе к воротам и входным отверстиям.

Примечание. Проложить дополнительный воздуховод при залитой стяжке непросто – придется долбить бетон и рыть траншею. Легче открыть приямок, а летом просушить деревянные щиты. Но на этапе строительства гаража лучше заранее разработать и реализовать проект вентиляционных систем.

Пластиковые трубы внутренней канализации – наиболее практичное решение для устройства естественного воздухообмена в ремонтной яме. Они дешевы и создают минимальное аэродинамическое сопротивление потоку. Дополнительное удобство – применение готовых колен и тройников.

На плане видно, что при подобной схеме нужно задействовать 2 приточных решетки, размещенных на фасаде строения

  • пропустить вентканал сквозь подвальное перекрытие в бокс, повернуть коленом и выйти наружу сквозь стену (высота 200—500 мм от уровня земли);
  • сразу пройти подвальную стену, повернуть кверху и вертикально вывести трубу на улицу через отмостку.

Так выглядит движение потоков воздуха в боксе и погребе (вид сверху)

Особенности вентиляции в погребе и смотровой яме в гараже: устройство и схема

Важность поддержания оптимального уровня влажности, температуры и загрязнённости воздуха в гараже понятна. Неблагоприятные условия крайне негативно влияют на состояние автомобиля, оборудования и других предметов, которые находятся в гаражном помещении. Поэтому так важно позаботиться об устройстве системы воздухообмена. Причём ключевое значение для благоприятных условий будет иметь наличие эффективной вентиляции в смотровой яме или подвале.

В смотровой яме необходимо оборудовать систему воздухообмена


Решётки позволят защитить помещение от проникновения через канал грызунов, насекомых. Они служат простейшим фильтром от загрязнений. Дефлектор, установленный на трубу вытяжки, позволит усилить движение потоков воздуха. Заглушки нужны для перекрытия поступления или выхода воздуха.

Какие функции выполняет вентиляция

Зачем владельцы гаражей с подвалом делают вытяжку? Ответ прост: если отказаться от вентиляции, то внутри помещения нарушатся циркуляция воздуха и баланс влажности. Стены подвала отсыреют, а вещи и продукты, которые в нем хранят, — заплесневеют. В худшем случае неправильно обеспеченные воздухообмен и вентилирование приведут к разрушению стен подвала и последующей необходимости в его ремонте или даже перестройке.

Очевидный признак того, что вентиляции нет или она обустроена плохо — появление конденсата на стенах и поверхности вещей. Он обозначает нарушение температурного режима или проблемы с повышенной влажностью.



Решив поставить в погреб вентиляционную систему, учитывают некоторые особенности и требования. Так, основная задача подобной конструкции — вывод из погреба лишней влаги и приведение к балансу температур внешней среды и помещения. Если речь идет об организации вытяжки в подвальной яме, то именно влажности уделяют особое внимание. Подвальные помещения иного типа требуют других подходов.

К чему может привести отсутствие вентиляции

По требованиями СНиПа, вентиляция помещения для хранения автомобиля, должна обеспечивать поступление воздуха в объеме минимум 180 куб.м/час.

В случае организации недостаточной вентиляции может возникнуть:

  • Сырость в помещении.

Основное назначение вентиляции в гараже — удаление излишков влаги. Зимой автомобиль заезжает в гараж, имея большое количество лишнего балласта, которыми могут быть: грязь, лед и снег. В герметичном помещении весь этот «багаж» оттаивает, а помещение наполняется влажными парами.

  • Коррозия кузова.

Вентиляция предназначена, чтобы удалить излишнюю влагу, ее функционирование позволяет достаточно быстро высушить снаружи автомобиль. При отсутствии воздушного потока, на автомобиль постоянно будут воздействовать водяные пары, что уже через 2-3 года приведет к капитальному ремонту кузова.

  • Отрицательное воздействие на всю конструкцию сооружения.

Устройство вентиляции гаража защищает от негативного воздействия влаги и коробку самого строения. При длительном воздействии, вода агрессивно воздействует и разрушает материал, из которого сооружен гараж.

  • Собирается большое количество выхлопных газов.

Отток воздуха позволяет удалить из гаража ядовитые выхлопные газы, пары бензина и другие химические соединения.

  • Отрицательное воздействие на всю конструкцию сооружения.

Виды вентиляционных систем

Правильная вытяжка в погребе своими руками функционирует на основе усиленной циркуляции воздуха. Отработанные пары содержат в себе многие примеси, которые выводятся наружу, заменяясь свежим потоком.

Таким образом, чтобы организовать правильно вытяжную схему, нужно использовать две трубы — для притока и для вытяжки.

Системы вентиляции такого рода можно разделить на две основных категории:

Если вытяжка в гараже делается в яме, то обходятся вентиляцией с одной трубой, выходной, а воздух, который обновляет подземное помещение, поступает через лестницу или люк в гараже.

Зачем в гараже вентиляция?

Вентиляция в гараже с подвалом позволяет увеличить срок сохранности в свежем виде овощей, которые там находятся. Грамотно организованная вентиляционная система предупреждает развитие целого ряда негативных факторов:

  1. Образование токсинов внутри продуктов. Недостаточно развитое вентилирование подвального помещения приводит к проникновению ядовитых испарений от транспортного средства в находящиеся неподалеку продукты питания. В результате последние становятся опасными для здоровья, так как содержат внутри себя ядовитые вещества. Источниками ядовитых испарений могут служить и находящиеся здесь автомобильные технические жидкости. С помощью вентиляционной системы обеспечивается полное устранение ядов из воздуха.
  2. Развитие коррозионных процессов. Вентиляция погреба в гараже предотвращает развитие коррозии на автомобильном кузове из-за разницы температур. Теплый воздух из подвала всегда поднимается вверх, захватывая с собой пары конденсата. Холодный кузов транспортного средства будет являться конденсационной преградой для паров, способствуя их осаждению. В результате на машине может появиться коррозия.
  3. Прогрессирование гнили. Правильная вытяжка для гаража помогает сократить уровень влажности в помещении, что предотвращает развитие гнили на деревянных конструкциях и ржавчины – на металле. В итоге на находящихся здесь предметах не будет появляться плесень и грибок.

Чтобы избежать появления всех описанных выше негативных факторов, нужно правильное устройство вентиляции в погребе гаража. Для этого следует пользоваться специальными схемами и привлекать соответствующих специалистов. Гаражный подвал нельзя сооружать без организации вентиляционной системы. В противном случае помещение будет всегда сырым и быстро придет в негодность.


Приточное вентилирование отличается обеспечением интенсивного поступления воздуха из окружающей среды. Применение комбинированной методики позволяет получить наиболее действенный результат.

Особенности вентиляции гаража

Она нужна, чтобы поддерживать нормальную влажность, выводить конденсат и понижать температуру. При ее отсутствии хозяев ждут неприятные последствия:

  • Рост плесени и грибка как внутри погреба или ямы, так и на фундаменте и стенах самого гаража.
  • Коррозия металлических частей автомобиля и других изделий из железа, хранящихся в помещении.
  • Ускоренная порча продуктов питания.
  • Спертый воздух и запах сырости.
  • Гниение деревянных частей строения.
  • Скопление выхлопных газов.

Воздухообмен в гараже без смотровой ямы лучше, чем с ней, но и в этом случае нужна вытяжка, чтобы выводить газы. Яма всегда будет повышать влажность в помещении. Зимой температура в погребе выше, чем на улице, за счет тепла, исходящего от земли. Нагретые массы поднимаются вверх и несут с собой водяной пар, оседающий на стенах и автомобиле.

Летом воздух застаивается, и влага не испаряется, что приводит к сырости, поэтому вытяжка должна функционировать весь год. Обеспечивается не только выход пара, но и поступление воздушных масс с улицы.

Виды вентиляции в гараже

Работать она будет по единому принципу: влажный воздух по одной трубе выходит на улицу, сухой по второму каналу поступает в смотровую или овощную яму – это приточно-вытяжная система. Возможны и другие варианты, когда воздух выходит или поступает в погреб, но они менее эффективны, так как скорость движения масс меньше.

Для небольшой площади подойдет естественная вентиляция – она не требует серьезных финансовых затрат на покупку материалов, независима от источников энергии и проста в обслуживании. Крупногабаритные строения площадью свыше 40 м.кв для стоянки грузовых автомобилей и автобусов обязательно оборудуют принудительной конструкцией – она намного продуктивнее, но потребляет электричество. Эффективностью и экономичностью отличается комбинированный вариант, когда зимой функционирует естественный воздухообмен, а летом – принудительный.


Этот способ работает за счет разницы температур: теплого воздуха в погребе и холодного на улице. Первый легче, поэтому поднимается вверх, освобождая место для притока свежего кислорода. Эффективен только зимой, так как в другое время года температура в подполье ниже уличной. Состоит из двух труб – вытяжной и приточной, расположенных в противоположных углах помещения. Влажный воздух образует иней, который снижает пропускную способность, по этой причине каналы требуется прочищать и утеплять.

В каких случаях и можно ли оставить в гараже полы из щебня

Щебеночный пол – самый слабый из всех существующих. По этому показателю его опережает только земляной. Если нагрузка на покрытие не превышает допустимых значений, гараж будет изредка использован для легкового автомобиля (мотоцикла) или в качестве рембокса, то можно остановиться на этом этапе.

Утрамбованный пол из щебня прослужит достаточно долго, впоследствии его легко модернизировать, усилить стяжкой, а также трансформировать в бетонный. А если на участке высокий уровень грунтовых вод, понизить который проблематично (дорого), то такой пол возьмет на себя роль дренажной засыпки.


Главное достоинство пола со щебеночным заполнением – дешевизна и простота устройства. Его можно насыпать уже в готовом гараже, а затем протрамбовать, усилить цементно-песчаной стяжкой. Допускается сделать щебневый пол при строительстве бокса, это промежуточный этап перед сооружением бетонного (цементного) покрытия.

Обустройства полов в гараже и особенности основания из щебня в виде покрытия

Когда возникает вопрос: из чего сделать полы в гараже, то лучше рассмотреть несколько вариантов, чтобы выбрать приемлемый. Учитывая, что покрытие делается своими руками, понять, какой выбрать вариант пола, помогут требования, которые существуют к подобным помещениям. Зная эти требования, легко своими руками соорудить надежное покрытие, которое станет опорой и для стен.


Земляной пол в гараже

  • Износостойкость, так как в гараже постоянно находится транспорт большой массы.
  • Уровень стойкости к ударным нагрузкам высокий, так как часто на пол могут падать тяжелые предметы, например: домкрат.
  • Уровень теплопроводности низкий – обязательное требование к неотапливаемым помещениям, тогда сохранится то тепло, которое есть, будет не так холодно в гараже.
  • Из-за того что помещение не отапливается, в нем сохраняется высокий уровень влажности, поэтому покрытие должно состоять из таких материалов, которые имеют низкую водопроницаемость.
  • Простота в уходе, привлекательный внешний вид и доступная цена.
Читайте также:  Обустройства полов в гараже и особенности основания из щебня в виде покрытия
Добавить комментарий