Применение устройств задвижки для трубопроводов клинового типа: особенности, устройство, виды

Применение устройств задвижки для трубопроводов клинового типа: особенности, устройство, виды

Строительный портал о технологиях строительства, ремонте и эксплуатации

Виды клиновых задвижек и их применение

Для перемещения по системе труб различных сред (жидких, сыпучих, газообразных) часто используют специальный затвор – клиновидную задвижку, отличающуюся высокой эффективностью и функциональностью.

Содержание

Клиновидная конструкция

Изделие с клином применяют для систем отопления и соответствующих коммуникаций, перекачки углеводородов в жидком виде, газообразных веществ и химических реагентов, горячей и холодной воды. Применение конструкции в нефтяной, газотранспортной, энергетической промышленности, а также в области ЖКХ говорит само за себя.

Задвижка имеет технические особенности, а также помогает закрыть или открыть движение по трубе (отсюда и 2 фазы эксплуатации – открыто/закрыто). Это проявляется в том, что седло запорного подвижного элемента располагают под углом, а сам запор делают в виде клина. При эксплуатации клин входит в промежуток между седлами и надежно перекрывает путь движущемуся по трубе веществу.

В зависимости от затвора различают такие клиновидные задвижки:

  • жесткие;
  • двухдисковые;
  • упругие.

Жесткий клин имеет хорошую герметичность и устойчивость за счет вторичных эластичных уплотнителей. Двухдисковые изделия менее изнашиваются, по сравнению с жесткими (у которых уплотнители быстро выходят из строя), имеют высокую усилительную способность и низкую вероятность заклинивания. Но у них размеры намного больше, чем у жестких, что обусловливает дополнительную металлоемкость.

Упругая задвижка представлена дисками, соединенными между собой упругими частями. Такое изделие устойчиво к температурам и рабочему давлению, но плохо справляется со средами, которые имеют примеси.

Жесткие изделия менее металлоемкие, но являются трудоемкими при изготовлении. Двухдисковые – всегда больших размеров, но делаются легко. Упругие – являются средними по показателям между жесткими и двухдисковыми.

Устройство и принцип действия

Задвижка с клином быстро перекрывает поток движущегося вещества. Для этого используют ручные маховые колеса и автоматизированные системы, что очень удобно для удаленных объектов.

Устройство изделия очень простое и представлено:

  • металлическим корпусом с запорными элементами;
  • шпиндель-гайкой внутри или снаружи корпуса (выдвигает шпиндель на всю величину);
  • штоком (приводит в действие затвор);
  • фланцевыми соединителями (обеспечивают герметичность);
  • уплотнителями (резиновыми, полиуретановыми, фторопластовыми, металлическими наплавками, эластомерами).

В зависимости от шпинделя, клиновые конструкции бывают выдвижными и не выдвижными (компактными). Второй тип часто применяют для подземных трубопроводов.

Выдвижные шпинделя – чугунные или стальные, имеют свойство полнопроходности (с не суженой выемкой для диаметра патрубков). Представленные изделия являются шиберными, они оборудованы электрическим проводом.

Невыдвижные шпинделя всегда погружены в транспортируемую среду, поэтому требуют частой замены. Конечно, такое устройство выигрывает перед выдвижными устройствами из-за компактности и строительной массы, зато являются долговечными и износоустойчивыми.

Преимущества и недостатки

Как любое устройство, клиновая конструкция имеет разные размеры, может устанавливаться даже на полимерные трубы, имеет свои плюсы и минусы. К достоинствам относят:

  • простое внутреннее устройство и обслуживание;
  • небольшие размеры по длине;
  • функциональную способность при разных уровневых условиях;
  • наименьшее гидравлическое сопротивление при открытых проходах;
  • универсальность (использование при разных температурных колебаниях и давлении);
  • обеспечение движения веществ в разных направлениях с применением редуктора;
  • долговечность;
  • плавность при закрытии;
  • широкий размерный ряд;
  • не высокие затраты на ремонт.

К минусам изделий относят:

  • большую рабочую высоту;
  • быстрое изнашивание уплотнителя;
  • затрата времени на отвинчивание или завинчивание задвижки;
  • маленький допустимый перепад в затворе;
  • соблюдение эксплуатационных правил.

Особенности клиновых изделий зависят от:

  • выбранной модели и фланцевых размеров;
  • пропускной способности;
  • способности управлять (ручной или при помощи электрического привода);
  • необходимого уровня герметичности и способности выдерживать механические воздействия;
  • планируемых условий эксплуатации (режимов: давления, температуры, устойчивости к коррозии).

Чтобы клиновая задвижка надежно служила, нужно выбрать подходящую модель в полном соответствии с требуемыми характеристиками по эксплуатации.

Характеристики клиновых задвижек

Изделия с жестким клином являются очень герметичными. Но недостатком такого устройства является повышенный риск заклинивания затвора и сложность в открывании при температурных колебаниях движущегося вещества или при стирании уплотнителя.

Двухдисковая конструкция заклинивается реже. Несмотря на то, что ее устройство более сложное и металлоемкое, она обладает малой вероятностью истирания уплотнителя, высокой степенью герметичности затвора, незначительными усилиями при закрытии изделия. Корпус изготавливают из таких материалов, как чугун, сталь, цветные металлы. Устройства из чугуна имеют наилучшую характеристику, возможность многолетней эксплуатации. Их могут покрывать полимерными покрытиями, чтобы защитить их от агрессивной внешней среды.

Стальные изделия применяют при высоких значениях параметров температуры и давления в трубах. Такие задвижки бывают литыми, штампосварными и штампованными. Латунные, медные, титановые, смешанные или бронзовые задвижки используют при температурном режиме до 150-200*C. Ножевидные конструкции, соединяющиеся с помощью фланцев просты в устройстве. Их делают чугунными, а также стальными, которые приводятся в движение благодаря маховому колесу.

Встречаются также обрезиненные изделия. Такие клиновые представители выполнены чугунными и стальными, но сверху покрыты полимерным каучуком. Уплотнители конструкций могут также выполнять твердыми наплавками, лазерным упрочнением, плазменным напылением, фторопластом. Также уплотнительные элементы бывают: без колец; кольцевыми (из латуни или фторопласта); с антикоррозионной наплавкой; резиновыми.

Разновидности задвижек

Клиновые задвижки бывают: полнопроходными и суженными; с ручным управлением и автоматическим; с выдвижным или не выдвижным шпинделем; жесткими, двухдисковыми, упругими, прорезиненными; чугунными, латунными или стальными. Кроме перечисленных видов встречаются также фланцевые и шиберные. Редко встречаются приварные и муфтовые задвижки.

Фланцевое устройство используется в трубах с диаметром до 2 000 мм. Оно хорошо регулирует и контролирует движущуюся по трубам массу. Конструкция применяется в сфере ЖКХ – для всех видов труб (вода, газ, стоки), и считается высококачественной. Максимальное давления в трубе для такой задвижки должно быть до 25 Мпа, а температуры – 565*С.

Шиберная задвижка выдвижного или не выдвижного шпинделя работает быстро, но не может регулировать транспортируемые вещества, и всегда находится в открытом или закрытом положении. Такое изделие подходит только прямым трубам. Соединяется устройство с помощью фланца или без него.

Монтаж задвижки

Существует несколько способов присоединения задвижки к системе труб. Клиновую фланцевую закрепляют болтами, чугунную – фланцами. Стальные и муфтовые изделия приваривают, задвижки из цветных сплавов присоединяют резьбовыми соединениями, фланцами и сваркой.

Этапы монтирования заключаются в следующем:

  1. Фланцевую площадь очищают от грязи и смазочных материалов.
  2. Устанавливают изделие между фланцами трубы, разделяя их проложенными прокладками.
  3. Затем вставляют в проделанные отверстия болты, затягивают их, добиваясь параллельного фланцевого соединения.
  4. Проводят надежную фиксацию креплений.
  5. Отлаживают движение клина и махового колеса.

Монтаж конструкции проводят при положении трубы только в горизонтальном положении. Подбирают подходящие прокладки для надежного уплотнения, которые должны совпадать по размеру с соединяющими фланцами, а также диаметральные болты.

Клиновые задвижки представлены огромным ассортиментом, их выпускают многие российские и зарубежные компании. На рынке и в специализированных супермаркетах есть много модельных конструкций, которые приобретают, в зависимости от предназначения.

Выбор изделия лучше доверить специалисту, чтобы не ошибиться с параметрами. От правильно подобранного изделия зависит безаварийное функционирование систем труб с движущимися веществами.

Клиновые устройства имеют огромное значение для всех сфер жизнедеятельности человека. ЖКХ (отопление, газ, вода, стоки), добыча газа, нефти, строительных смесей – все это помогает регулировать клиновая задвижка.

Выбор устройств задвижки для трубопроводов клинового типа

В системах водоснабжения и отопления довольно часто используемым элементом являются клиновые задвижки. Основное их назначение заключается в перекрывании воды, сточных вод и нейтральных жидкостей. Стоит заметить, что эти элементы применяются во многих областях. Помимо жилищно-коммунальной сферы, подобные задвижки получили широкое распространение в системах газоснабжения, для энергетических нефтепроводов и пр. Чтобы не ошибиться с выбором запорной арматуры подобного типа, принимать решение необходимо с учетом таких параметров, как рабочая температура потока среды, уровень давления и режим эксплуатации.

  • Преимущества и недостатки клиновых задвижек
  • Особенности выбора запорной арматуры
  • Конструктивное исполнение задвижек
  • Разновидности клиновых задвижек
    • Задвижки с выдвижным шпинделем
    • Задвижки с неподвижным шпинделем
  • Вид клина задвижки
  • Материалы для производства задвижек
  • Заключение

Преимущества и недостатки клиновых задвижек

Если рассматривать особенности запорной арматуры, то можно выделить ряд характерных для нее достоинств:

  • простое устройство, благодаря которому сводится к минимуму вероятность их выхода из строя;
  • универсальность применения – позволяет использовать эту запорную арматуру на объектах с различными условиями, где они способны справляться с воздействием любых температур давления;
  • низкий уровень гидравлического сопротивления;
  • большое разнообразие типоразмеров. За счет этого у потребителя есть возможность найти изделие, которое в максимальной степени подойдёт для конкретного вида труб;
  • исполнение подобной арматуры позволяет ей пропускать рабочий поток в различных направлениях.

В то же самое время клиновые задвижки обладают рядом минусов, которые необходимо учитывать на этапе выбора:

  • процесс открывания/закрывания задвижек является длительным во времени;
  • наличие большой строительной высоты, что в первую очередь актуально для запорной арматуры, оснащенной выдвижным шпинделем;
  • низкий уровень ремонтопригодности, что в первую очередь наблюдается в ситуациях, когда заканчивается эксплуатационный ресурс используемых уплотнительных материалов.

Особенности выбора запорной арматуры

Чтобы задвижки могли на протяжении долгого времени с успехом справляться с возложенными на нее задачами, при выборе следует обращать внимание на их эксплуатационные параметры.

Среди всех критериев, которые могут учитываться при выборе, наибольшего внимания заслуживают следующие:

  • Условия, в которых предполагается использовать запорную арматуру. В первую очередь это касается особенностей обслуживаемого рабочего потока: температурного режима, давления, коррозионных свойств;
  • Объем рабочего потока, который в состоянии пропускать сквозь себя выбираемая арматура;
  • Степень герметичности, которая должна быть обеспечена для предполагаемых условий эксплуатации;
  • Габариты соединительных фланцев, а также метод подключения к трубопроводу;
  • Размеры и конструкция корпуса;
  • Особенности пользования задвижкой: управлять этой арматуры можно вручную или же посредством электро- , гидро- , пневмопривода;
  • Требования безопасности являются одним из определяющих параметров, которыми должна обладать клиновая задвижка. Наличие защиты от взрыва, способность противостоять гидравлическим ударам.

Конструктивное исполнение задвижек

Исходя из варианта подключения клиновых задвижек к трубопроводу, они могут быть классифицированы на несколько видов:

  • приварные;
  • фланцевые, в конструкции которых могут присутствовать попарно присоединительные фланцы, уплотнительные кольца и фланцевые заглушки.

По своему исполнению фланцевые задвижки имеют вид запорной арматуры, оснащенной затвором, которая при использовании может перпендикулярно ограничивать движение рабочего потока или же обеспечивать ему свободную циркуляцию. В конструкции задвижек предусматривается два отверстия, именуемые седлами. Подобные конструкции оснащены запорным элементом, выполненным в виде детали клинообразной формы, которая в нижней части имеет сужение.

При переводе арматуры в положение, обеспечивающее закрытие задвижки, происходит перекрывание обоих седел, которые находятся под некоторым наклоном относительно друг друга, что помогает предотвратить проникновение внутрь рабочей среды. Подъем затвора обеспечивается резьбой, которая при воздействии усилий начинает накручиваться: для вращения этого элемента можно использовать ручку или же задействовать привод. Когда задвижка находится в открытом положении, поток может беспрепятственно проходить сквозь нее, попадая тем самым в общую систему трубопровода. Согласно действующим нормативам, клиновые задвижки могут разделяться на длинные и короткие, что определяется расстоянием, на которое удалены друг от друга фланцы.

Разновидности клиновых задвижек

Одной из популярных видов клиновых задвижек являются полнопроходные, в конструкции которых отверстие соединительных патрубков имеет аналогичный диаметр, что и трубопровод. Для подобных изделий используются сталь и чугун. Эти модели обычно приводятся в действие при помощи электропривода. Особенностью суженных клиновых задвижек является то, что их отверстие уступает по диаметру рабочему потоку. Хотя задвижки подобного типа являются более доступными по цене, все же они обеспечивают более высокое гидравлическое сопротивление.

Ассортимент предлагаемых сегодня на рынке задвижек представлен изделиями, предусматривающими ручной вариант управления, а также систему управления, основанную на электроприводе, пневмо- и гидроприводе.

В зависимости от характера перемещения шпинделя, клиновые задвижки могут выполняться в двух вариантах:

  • с выдвижным шпинделем;
  • с неподвижным шпинделем.

Задвижки с выдвижным шпинделем

Особенностью выдвижных моделей является то, что резьба штока располагается на внешней стороне конструкции, там же находится и ходовая гайка. При этом шпиндель примыкает нижним концом к затвору. В момент, когда задвижка начинает открываться, гайку крутят, что заставляет шток поступательно сдвигаться, при этом его край поднимается на высоту затвора. Подобная запорная арматура имеет невысокий уровень гидравлического сопротивления, но при этом с ними легко добраться до управляющего узла. Чаще всего их применяют в системах трубопроводов, где рабочий поток двигается с постоянной высокой скоростью.

Задвижки с неподвижным шпинделем

По сравнению с ними задвижки, которые имеют неподвижный шпиндель, сохраняют неизменной строительную высоту при открывании. Ввиду того, что резьба располагается в самой конструкции задвижки, открывание осуществляется за счет вращения ходовой гайки, которая примыкает к затвору. Используемый в конструкции ходовой элемент постоянно соприкасается с рабочей средой, из-за чего угрозу для подобной арматуры может представлять коррозия. По причине, что добраться до управляющего механизма довольно сложно, подобные виды задвижек становятся все менее популярным, уступая свое место запорной арматуре, оснащенной выдвижным шпинделем.

Вид клина задвижки

На основании такого признака, как тип затвора рассматриваемые запорные устройства могут быть выполнены в следующих вариантах:

С жестким клином. Здесь обязательно необходимо обеспечить совпадение угла затвора с углом между седлами. Подобный вариант задвижки отличается высокой герметичностью, что связано с особенностями его конструкции. В то же время у него имеются свои минусы, главными из которых следует назвать трудности, возникающие при необходимости подгонки клина к седлам, а также риск заклинивания затвора при эксплуатации подобной арматуры.

Температурные колебания могут негативно повлиять на работу устройства, из-за чего могут возникнуть сложности с ее открыванием. К негативным факторам следует отнести коррозию, а также незначительный эксплуатационный ресурс уплотняющего материала, что также может привести к аналогичному результату.

С двухдисковым исполнением. Конструкция затвора представлена двумя дисками, которые располагаются наклонно по отношению друг к другу, формируя клин. Благодаря подобному варианту исполнения затвора появляются условия для качественной герметизации задвижки и выбора необходимого положения дисков по отношению к седлам, на что нарушения по соблюдению точности размеров отверстия уже не способны оказать значительного влияния.

Говоря о преимуществах подобного варианта исполнения, необходимо отметить высокий уровень устойчивости к износу, отсутствие трудностей при открывании запорной арматуры и высокий уровень герметичности. При использовании клиновой задвижки двухдисковой Hawle наглядно демонстрируется высокий уровень герметизации трубопровода и в то же время обеспечивается высокая устойчивость уплотняющего материала к износу.

С упругим клином. Для подобной конструкции характерно использование подвижного крепления дисков, в котором главную роль выполняет упругий элемент. Это позволяет добиться максимальной плотности примыкания затвора, который не меняет своего положения даже в условиях воздействия нагрузок и температурных колебаний со стороны рабочего потока. Из преимуществ, которыми обладают задвижки подобного исполнения, следует в первую очередь выделить продолжительный срок службы.

Материалы для производства задвижек

Если проанализировать ассортимент клиновых задвижек, то можно выделить следующие виды:

  • стальные;
  • чугунные;
  • арматура на основе сплавов, выполненных с применением технологии литья или сварки.

Чугунные клиновые задвижки являются идеальным вариантом для многих видов трубопроводов. Подобные конструкции получили широкое распространение в системах пожаротушения, подачи воды и перемещения пара. Учитывая низкий уровень гидравлического сопротивления, который присущ чугуну, обеспечивается беспрепятственная циркуляция рабочего потока сквозь открытые седельные отверстия клиновой запорной арматуры из чугуна.

Читайте также:  Выравнивание стен своими руками – различные способы

Заключение

Для обеспечения нормальной работы систем трубопроводов необходимо использовать такой элемент, как клиновая задвижка. Однако важнее всего, чтобы это запорная арматура была правильно подобрана. Необходимо учитывать не только условия эксплуатации, но и конструкционное исполнение самого элемента. Это впоследствии повлияет не только на пропускную способность запорной арматуры, но и на эффективность работы системы и длительность срока службы самой запорной арматуры. Используемый материал также является важным фактором выбора, который в немалой степени может определить конечный выбор.

Задвижка клиновая для трубопровода: стальная, латунная, с выдвижным шпинделем

Чтобы сделать комфортной и безопасной подачу воды и отопления в здания различного предназначения, важно не только выбрать правильные трубы и хорошо их уложить. Здесь важна каждая деталь, в том числе и арматурное оборудование. Задвижки используются во всех видах стальных систем. Чтобы правильно выбрать продукт, следует ознакомиться с его особенностями, плюсами и минусами.

Клиновые задвижки применяют для отключения-подачи потока жидкости в трубопроводах самого разного назначения

Основные характеристики

Задвижка клиновая – это один из видов запорного арматурного оборудования для трубопроводов различного предназначения.

Она применяется для систем горячего и холодного водоснабжения, отопительных коммуникаций. Кроме того, устройство используют в системах, предназначенных для транспортировки жидких углеводородов, сжатого воздуха, а также других химикатов, к влиянию которых материал изделия невосприимчив.

Клиновая задвижка также популярна в газотранспортной и нефтяной промышленности, в сфере энергетики и системах жилищно-коммунального хозяйства.

Применяется такая деталь исключительно в роли запирающего элемента, так как режим эксплуатации предполагает только две фазы – открыто/закрыто (т.е. без промежуточных фаз).

Клиновая задвижка — это вариант запорной арматуры, с ее помощью можно только перекрыть или открыть движение носителя по трубопроводу

Изготавливают такое устройство из различных материалов по разным методикам. В зависимости от этого они распределяются на типы, которые используются для конкретных целей, в зависимости от свойств.

Плюсы запорного устройства

Популярность задвижек клиновых латунных на рынке сантехнического оборудования и в сфере промышленности обоснована существенными преимуществами деталей. Среди них:

  • несложная комплектация. Простота конструкции изделия облегчает работу с ним, а также установку и ремонт;
  • небольшая строительная длина;
  • малое гидравлическое сопротивление;
  • универсальность. Сталь – плотный и прочный материал, невосприимчивый к коррозии и влиянию некоторых химических веществ. Поэтому такое устройство можно применять в самых разных системах как по напору, скорости транспортировки рабочего вещества, так и по объемам. Кроме того, широк и сам спектр веществ, для работы с которыми можно применять задвижки;
  • долговечность. Благодаря свойствам материала и простоте конструкции, клиновая задвижка с невыдвижным или выдвижным шпинделем будет служить долго и бесперебойно, а если и потребуется ремонт, то он не окажется слишком сложным и дорогостоящим;
  • возможность транспортировки веществ в обоих направлениях;
  • простота использования. Вам не потребуется больших усилий для открытия/закрытия. Кроме того, для большего облегчения этой задачи в крупных системах устанавливают редуктор;
  • плавность при закрытии. Использование такого оборудования как латунная задвижка с невыдвижным или выдвижным шпинделем способствует обеспечению безопасности от гидравлических ударов, в некоторых случаях приводящих к деформированию и даже нарушениям целостности трубопровода.

Клиновые задвижки производятся самых разных размеров и устанавливаются даже на трубы из полимеров

Минусы задвижек

Несмотря на большое количество преимуществ, все же это оборудование не идеально. В некоторых случаях рекомендуется его не использовать или соблюдать при эксплуатации определенные правила. К его основным недостаткам и ограничениям на использование относят следующие:

  • большая строительная высота. В особенности это касается задвижек с выдвижным шпинделем. При открывании их нужно пространство высотой больше одного диаметра трубопровода;
  • длительность процедуры открывания/закрывания. Это делает систему менее оперативной, что в некоторых случаях усложняет работу с ней;
  • невозможность работы с веществами, содержащими крупные твердые включения;
  • низкий уровень износоустойчивости уплотнительных элементов в корпусе и затворе. Этот недостаток чреват дополнительными сложностями и затратами на ремонт. Несколько лучшими показателями в этом аспекте отличаются детали с выдвижным шпинделем, так как он не подвержен влиянию агрессивной среды;
  • маленький допустимый перепад давления в затворе. То есть, при большем перепаде возможны сбои в работе устройства;
  • относительно большие затраты времени, требующиеся для отвинчивания и завинчивания устройства.

Материалы и способы изготовления

Задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем бывают разных видов в зависимости от их свойств и особенностей конструкции. Данное устройство может изготавливаться посредством литья или сварки. Первый метод характерен для изделий из стали и титановых сплавов.

Корпус задвижки может быть изготовлен при помощи технологии литья — для этого применяют специальные сплавы металлов

Технология производств не сложна:

Сначала стальные листы подают на конвейер, предварительно проверив их на наличие ржавчины либо окалины и удалив при надобности данные недостатки.

Затем их штампуют. Делается это на специальном станке, который совершает пластическую деформацию материала, зажимая лист между верхней и нижней поверхностью формовочного устройства. Получившиеся заготовки задвижек клиновых с выдвижным и невыдвижным шпинделем сваривают, тщательно проваривая все участки. Швы проверяются на крепость и износоустойчивость.

Литье также весьма распространено. Данный способ применяется относительно деталей из чугуна, алюминиевых сплавов, а также для стали. Однако детали, изготовленные таким способом, отличаются несколько худшими показателями в плане прочности и долговечности. Штампосварные задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем изготавливаются из более прочного сырья и по своей конструкции более прочны.

Важной деталью являются еще и уплотнительные элементы. Их производят разных видов:

  • с кольцами (латунными или из фторопласта);
  • без колец;
  • с защитной антикоррозионной наплавкой;
  • с резиной, которой может быть покрыт клин (если задвижка клиновая).

Клиновая задвижка: классификация

Специфика латунных клиновых задвижек с выдвижным либо же невыдвижным шпинделем состоит в наличии клина – приспособления, которое выполняет функцию затвора, входя в позиции «закрыто» плотно между двумя седлами, расположенными по отношению друг к другу под углом.

От вида клина в задвижке зависит герметичность устройства и простота работы с ним

В зависимости от вида клина они классифицируются на виды.

Жесткий клин. Такое устройство обеспечит надежную герметизацию затвора. Однако есть определенные недостатки: первое — в случае неполадок (заклинивание) будет трудно справиться с такой проблемой, и понадобится внушительная физическая сила; второе – для достижения эффекта герметичности, нужно очень точно рассчитать размеры и угол между седлами; третье – задвижку (с выдвижным и невыдвижным шпинделем) будет трудно или даже невозможно открыть в случае, если произошел существенный перепад температуры рабочего вещества, а также если оборудование повреждено коррозией или изношено.

Двухдисковый клин. Это более совершенное изделие. Хотя данный тип отличается более сложной конструкцией, чем предыдущий, однако это с лихвой окупается его преимуществами. Во-первых, использование таких задвижек с выдвижным и невыдвижным шпинделем уменьшает вероятность заклинивания. Во-вторых, требуется меньше усилий при работе с ними. Кроме того, в устройствах такого вида проще достигается герметичность затвора, потому что диски сами подстраиваются под угол между седлами. Это делает мелкие погрешности в расчетах несущественными.

Упругий клин. Он сочетает в себе все преимущества двух предыдущих устройств клиновых задвижек. В случае использования данного вида запорного оборудования в конструкциях с выдвижным и невыдвижным шпинделем не нужна точная подгонка корпуса, как в ситуации с жестким аналогом, а конструкция его более простая, чем у двухдискового. По сути, данное приспособление – это тот же двухдисковый клин. Отличаются они только соединительным элементом – в данном случае он эластичный. Конечно, это снижает способность дисков саморегулироваться под корпус изделия, однако обеспечивает большую устойчивость к перепадам температурного режима.

Задвижки с выдвижными и невыдвижными шпинделями

При выборе арматурного оборудование обращайте внимание на расположение ходового узла , представляющего собой резьбовое соединение шпиндель-гайка. От типа этого соединения напрямую зависит сфера возможного применения устройства.

Задвижка с выдвижным шпинделем — наиболее надежный и долговечный вид подобного оборудования

Бывает этот элемент двух видов:

Выдвижной. Это тип устройств со шпинделем, расположенным вне корпуса задвижки, нижним концом он соединяется с затвором и в позиции «открыто» выдвигается на высоту одного затвора. Такие приспособления применяют в условиях повышенных требований к надежности оборудования. Они прекрасно подходят для таких целей, так как обеспечивают простой и быстрый доступ к ходовому узлу со шпинделем и предотвращают деструктивные процессы вследствие влияния рабочей среды.

Невыдвижной. Это конструкция со шпинделем, погруженным в рабочее вещество. Конечно, такое устройство выигрывает перед устройствами с выдвижным шпинделем с точки зрения компактности и строительной массы, однако значительно уступает по долговечности и износоустойчивости.

Клиновая задвижка – это один из самых популярных типов запорной арматуры, так как является надежной и простой в обслуживании и применении. Соединение ее с трубами, как правило, фланцевое – оно позволяет неоднократно производить монтаж и демонтаж участка трубопровода. А это важно для быстрого и своевременного ремонта в случае необходимости.

Принципы работы популярных видов задвижек и их устройство

Задвижки являются одним из важнейших элементов в трубопроводе. Их принцип работы основан на перекрытии потока газообразных и жидких сред посредством изменения площади проходного сечения в системах, сооружённых из труб диаметром 50 — 2000 мм, функционирующих при диапазоне рабочих давлений от 4 до 200 кгс/см2, температурах среды не выше 565 ºС.

Выпускается много разновидностей задвижек, имеющих конструктивные особенности и рассчитанных на эксплуатацию в средах с разным уровнем агрессивности, температурным режимом.

Обычно необходимость установки запорной арматуры того или иного вида продумывают ещё на этапе проектирования трубопровода. Так как от правильного выбора конструкции, качества её сборки, соответствия изделия определённым параметрам и стандартам, напрямую зависит надёжность и безопасность всего инженерного сооружения.

  1. Общие принципы работы
  2. Работа клиновой задвижки
  3. Разновидности конструкции клина
  4. Достоинства и недостатки клиновых устройств
  5. Модели с выдвижным и невыдвижным штоком
  6. Общие технические характеристики
  7. Устройство и принцип работы запорной арматуры с выдвижным штоком
  8. Устройство и принцип работы запорной арматуры с невыдвижным штоком
  9. Модели с электроприводом
  10. Устройство и принцип работы электрического аппарата
  11. Работа шиберной задвижки
  12. Устройство и принцип работы арматуры шиберного типа

Общие принципы работы

Существует множество конструктивных типов запорных устройств, обеспечивающих плавное перекрытие потока. Что касается задвижек, то их принцип работы на трубопроводе основан на перпендикулярном перемещении запирающего или регулирующего органа относительно оси потока содержимого в системе вещества.

Конструктивно задвижка представляет собой цельный литой или сварной корпус, который удерживает во внутренней полости определённую часть рабочей среды.

Для присоединения к процессу он оснащается входным и выходным патрубками с концами под монтаж фланцев, муфт, для цапковых или штуцерных соединений, а также под приварку.

Корпусные детали изготавливаются из чугуна, разных марок стали или цветных металлов, покрываются для защиты от коррозии со всех сторон эпоксидным покрытием.

В основном запорный орган имеет вид:

  • клина;
  • прямоугольной пластины (шибера);
  • диска (одного или двух).

В момент перекрытия прохода усиливается давление среды, воздействующее с одной стороны на затворный узел с довольно значительной силой, которая затем передаётся на уплотнительные плоскости сёдел и затвора.

Чтобы снизить негативное влияние этого воздействия для передачи крутящего момента от привода или маховика к запорному органу используется вращающийся вал (шпиндель), который ввинчивается одним концом в ходовую гайку, закреплённую вверху запирающего органа, а другим жёстко соединяется с маховиком.

Наличие такой системы, функционирующей по принципу работы соединений «винт» — «гайка», обеспечивает передачу большего усилия и герметичность перекрытия потока рабочей среды, а также препятствует самопроизвольному перемещению затвора в момент отключения привода.

Для герметизации отверстия в месте выдвижения шпинделя из корпуса во внешнюю среду используется специальный уплотнитель, работающий по принципу сальника или сильфона.

Для управления устройствами небольшого диаметра до ДУ 200 мм используют маховик, в изделиях с большими условными проходами шпинделю нужно сделать очень много поворотов прежде, чем произойдёт подъём и опускание затвора.

Вручную это сделать трудно, поэтому для таких изделий применяются редукторные приводы или гидроприводы. При необходимости в дистанционном управлении задвижки оснащаются электроприводами.

Допустимая величина пропуска среды при закрытом затворе должна соответствовать нормам, установленным ГОСТом 9544-75.

Работа клиновой задвижки

К клиновым относятся устройства, имеющие подвижную деталь затвора в форме сужающейся к концу пластины, за что и получившую название «клина».

Принцип работы основан на перекрытие проходного отверстия посредством поднятия и опускания запорного органа в перпендикулярном направлении к движущемуся рабочему материалу.

Затвор поднимается за счёт накручивания на шпиндель — специальную ось с длинной резьбой на конце, образующую резьбовую пару с гайкой, закреплённой на затворном элементе. Шпиндель при получении вращательного момента от ручного или электропривода начинает совершать движения вращательного, вращательно-поступательного или поступательного характера и увлекает за собой клин.

Подробнее об устройстве и принципе работы клиновой задвижки на воду смотрите на видео.


  • Разновидности конструкции клина

    Принцип работы клиновых задвижек также зависит от типа затвора. Он может изготавливаться в виде:

    • Жёсткой, суженной к низу пластины. В этом случае клин представляет собой цельную деталь, принцип работы которой заключается в плавном опускании в нижнюю часть корпуса, находясь при этом в перпендикулярном расположении относительно оси трубопровода. Клин плотно прилегает к двум боковым седлам и прерывает движение рабочего вещества.Такая конструкция имеет ряд недостатков, среди них можно выделить:
      1. опасность заклинивания;
      2. трудности при поднятии клина в результате резких перепадов температур рабочего вещества;
      3. сложную подгонку к сёдлам.
    • Двухдискового клина, состоящего из двух элементов, подвижно скреплённых между собой под углом друг к другу. Двухдисковый клиновой затвор является более совершенной конструкцией, чем жёсткий клин.Его принцип работы заключается в следующем: при закрытии задвижки диски поворачиваются относительно друг друга и плотно прижимаются к сёдлам, при открывании диски отходят от сёдел и освобождают отверстия для прохода рабочего вещества.Он обеспечивает высокую герметичность запорного органа, снижает риск заклинивания, требует меньшего усилия для закрытия. Его уплотнительные поверхности менее подвержены износу.
    • Упругого запирающего органа. Конструктивно схож с двухдисковым клином, с одним отличием — его диски связаны между собой с помощью упругого элемента.Преимущества его принципа работы — это способность гнуться под напором рабочей среды и обеспечивать более плотную взаимосвязь с плоскостями уплотнительного материала при закрытии задвижки.Запорные устройства с обрезиненным клином имеют низкий крутящий момент при управлении и гладкий полный проход, благодаря чему в них не возникает сильного трения и большого износа запорных элементов.

    Достоинства и недостатки клиновых устройств

    К преимуществам клиновых задвижек можно отнести обеспечение повышенного уровня герметичности проходного сечения в закрытом положении, несложный принцип работы, а также небольшую величину усилия, необходимого для соединения деталей запорного узла с максимально возможным уплотнением.

    Этому способствует образование почти прямого угла между направлениями вектора усилия привода и вектора усилия, воздействующего на плоскость уплотнительной поверхности затворного элемента. Вследствие чего даже небольшая по величине сила, проходящая через шпиндель, может оказать значительное воздействие на контактирующие плоскости уплотнений.

    Недостатками устройств с таким принципом работы являются:

    • необходимость в обустройстве полости корпуса направляющими для центрирования клина;
    • быстрый износ уплотнителей на затворе;
    • сложность технологии получения герметичности в затворяющем элементе.
    Читайте также:  Нормативы потребления электроэнергии на человека без счетчика

    Модели с выдвижным и невыдвижным штоком

    Большое значение при выборе модификации клиновой задвижки для определённых условий эксплуатации имеет месторасположение и принцип работы ходового узла. В зависимости от того, находится он внутри корпуса или вне его полости, аппараты подразделяются на изделия с выдвижным и невыдвижным штоком.

    Общие технические характеристики

    НаименованиеDN, ммPN, МПаДиапазон температур транспортируемого веществаРабочая среда
    С невыдвижным штоком40 — 5001,6От -15ºС до +130ºСГорячая и холодная вода, не агрессивные среды
    С выдвижным штоком15 — 12001,6 — 10,0От -70ºС до +450ºСГорячая и холодная вода, вещества с любой степенью агрессивности, нефтепродукты, газ

    Устройство и принцип работы запорной арматуры с выдвижным штоком

    В задвижках, имеющих выдвижной шток, часть шпинделя с резьбой и ходовая гайка выдвинуты за границы корпусных деталей. Другим концом он жёстко соединён с затворяющей деталью.

    Маховик вращаясь через резьбовую гайку приводит в движение шток, который в свою очередь заставляет поступательно перемещаться затвор.

    При этом шпиндель верхним концом выдвигается из корпуса на величину хода затворного органа. Благодаря такому принципу работы ходового узла транспортируемое вещество не оказывает негативного влияния на резьбовую пару, а также менее подвержен износу сальниковый уплотнитель.

    Устройство и принцип работы запорной арматуры с невыдвижным штоком

    В этих моделях резьбовой конец штока жёстко фиксируется с маховиком, а ходовая гайка крепиться уже внутри корпуса к затвору. При вращении шпинделя происходит накручивание гайки на конец шпинделя, вследствие чего, начинает перемещаться подвижная часть затвора.

    Ходовой механизм таких задвижек находится в рабочей среде и поэтому может повреждаться под действием абразивных частиц, находящихся в составе транспортируемого вещества, или быстро корродировать. Эти недостатки накладывают ограничения на работу изделий в нефтепроводах, системах транспортирующих морскую воду, химически агрессивные составы.

    Модели с электроприводом

    Задвижка, оснащённая электроприводом, относится к более современным запорным устройствам, которые с успехом применяются для работы в технологических трубопроводах промышленного назначения и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Электрический привод отвечает за своевременное закрытие и открытие запора, удерживание его в промежуточном положении, если того требует технология, а также осуществляет автоматическое отключение задвижки в момент аварий. Блок управления электроприводом монтируется либо на корпусе агрегата, либо монтируется в специальном шкафу, на стойках или располагаются в удалённом месте.

    Подробности об устройстве и работе электропривода на задвижке на примере серии УРПС БИРС 13. NL смотрите на видео.


  • Устройство и принцип работы электрического аппарата

    Приводной механизм соединяется со шпинделем задвижки с помощью специальной втулки и состоит из электрического двигателя и редуктора.

    Принцип его работы заключается в следующем: при поступлении управляющих сигналов двигатель оказывает воздействие через передаточный механизм на шпиндель, который в свою очередь открывает/ закрывает затвор или отставляет его в промежуточном положении.

    В оснащение современных электроприводов также входят концевые выключатели и муфта ограничения крутящего момента. Они выполняют отключение питания электродвигателя в момент достижения затворным органом крайних положений или при возникновении усилия, воздействующего на шток, выше установленного значения.

    Возможность ограничить крутящий момент при заклинивании или засорении затвора позволяет предотвратить выход из строя задвижки и привода.

    Благодаря такому принципу работы на крупных магистралях можно создать единый пункт управления всеми задвижками, оснащёнными электроприводом. Данный способ управления запорным органом очень эффективен, поскольку является надежным и имеет долгий срок службы.

    Работа шиберной задвижки

    Шиберные задвижки обладают способностью пропускать большие объёмы рабочих материалов, а также осуществлять фильтрацию, измельчение проходящих через них примесей и дозирование полезных компонентов.

    Исходя из этих возможностей и особенностей принципа работы входящих в их конструкцию узлов, изделия широко применяются в системах отвода канализационных вод, в технологических трубопроводах химических, нефтегазодобывающих, строительных, целлюлозно-бумажных, горнодобывающих производств.

    Шиберные задвижки типа ЗМС используются для перекрытия напорных линий в оборудовании фонтанного, устьевого и нагнетательного типа, манифольда буровых установок.

    Устройство и принцип работы арматуры шиберного типа

    Металлический шибер представляет собой плиту или острую отполированную и заточенную пластину, имеющую форму ножа или гильотины. На его острых концах установлены крепкие уплотнители (металлические или синтетические), повышающие износостойкость основной рабочей детали, особенно при функционировании в агрессивных средах с большим количеством крупных гранул и примесей.

    При производстве уплотнителей используют синтетические материалы, стойкие к химическим воздействиям и перепадам температур:

    • нитриловую резину;
    • этиленпропилендиеновый каучук;
    • эластомеры для горячих сред;
    • кремнийорганическую резину.

    Задвижки шиберного типа имеют простой и одновременно надёжный принцип работы. Он заключается в передачи усилия от воздействия ручного, автоматизированного или механического механизма управления на шток или шпиндель, который в свою очередь приводит в движение шиберный элемент для полного или частичного перекрытия проходного отверстия.

    Наглядно принцип работы шиберной задвижки показан на видео.

  • При этом шпиндель может иметь выдвижную и невыдвижную конструкцию. Герметичность выдвижного штока обеспечивается сальником, изготовленным из синтетических хлопчатобумажных волокон, графита и др.

    Задвижки – конструктивные особенности, принцип работы, сфера применения

    Конструкция задвижек:

    Задвижка – тип запорной трубопроводной арматуры, предназначенный для перекрытия неагрессивной рабочей среды преимущественно с высокими показателями температуры и давления.
    Запорный элемент в задвижках перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды.
    Перекрытие потока происходит за счет поступательно-вращательного движения шпинделя, который перемещает клин из верхнего положения в нижнее.
    В отличие от кранов и затворов, которые открываются при повороте шпинделя на 90°, задвижки являются многооборотной арматурой. Плавное постепенное перекрытие потока обеспечивает отсутстие резких перепадов давления, а плавное открытие препятствует возникновению гидроудара. Именно из-за этих свойств задвижки используются преимущественно в магистральных технологических и транспортных трубопроводах диаметрами от 15 до 2000 мм.

    По конструкции запорного органа задвижки можно разделить на клиновые и шиберные задвижки.

    В клиновых задвижках сёдла в корпусе расположены под небольшим углом друг к другу, а затвор представляет собой устройство в виде клина — жёсткого, упругого или двухдискового, который в положении «закрыто» плотно входит в пространство между сёдлами. Со временем герметичность такой задвижки может быть нарушена из-за сильного трения в крайнем закрытом положении.

    Задвижки с обрезиненным клином являются модификацией клиновых задвижек. Задвижки с обрезиненным клином имеют гладкий полный проход, благодаря чему в момент перекрытия рабочего потока не возникает сильного трения. Обрезиненный клин задвижки призван обеспечивать высокие показатели герметичности и прочности, а также бесперебойную работу запорной арматуры, даже при резких перепадах температурного режима. Еще одна черта, характерная для задвижек такого типа, – низкие крутящие моменты при управлении.

    Шиберные задвижки являются разновидностью параллельной задвижки. Шиберные задвижки применяются в тех случаях, когда допускается одностороннее направление потока рабочей среды и не требуется высокая герметичность запорного органа. Они предназначены для установки в качестве запорных устройств на трубопроводах, транспортирующих канализационные стоки, шламы и другие, загрязнённые механическими примесями среды. Иногда затвор выполняется ножевым для разрушения частиц в рабочей среде, в этом случае задвижки называются шиберными ножевыми.

    Большое значение для работы и области применения задвижек имеет расположение ходового узла. Он может быть расположен внутри задвижки в рабочей среде или вне полости корпуса. Иными словами, задвижки бывают с выдвижным штоком и с невыдвижным штоком.

    Задвижки с выдвижным штоком:

    В задвижках с выдвижным штоком резьба шпинделя и ходовая гайка расположены снаружи корпуса арматуры. Шпиндель нижним концом соединён с затвором и при вращении ходовой гайки для открытия задвижки совершает вместе с затвором только поступательное перемещение, при этом верхний конец шпинделя выдвигается на величину хода затвора. Для возможности перемещения шпинделя ходовая гайка поднята над верхней частью крышки (то есть над сальником) примерно на величину хода затвора в конструкции, которую называют бугельным узлом.

    Достоинствами такой конструкции являются отсутствие вредного воздействия рабочей среды на ходовой узел и свободный доступ для его технического обслуживания, а следовательно меньший износ сальникового уплотнения и более высокая надёжность резьбовой пары и сальника.
    Недостатком таких задвижек является увеличение строительной высоты и массы за счёт выхода шпинделя из крышки не менее, чем на диаметр прохода и необходимость по этой причине при монтаже оставлять свободное место для выхода шпинделя.

    Задвижки с невыдвижным штоком:

    В задвижках с невыдвижным штоком ходовая резьба находится внутри полости задвижки и при открывании шпиндель не выдвигается из крышки, сохраняя своё первоначальное положение по высоте. Ходовая гайка в этих задвижках соединена с затвором и при вращении шпинделя для открытия прохода как бы наворачивается на него, увлекая за собой затвор.
    В задвижках с невыдвижным шпинделем ходовой узел погружён в рабочую среду и поэтому подвержен действию коррозии и абразивных частиц в рабочей среде, к нему закрыт доступ и отсутствует возможность технического обслуживания во время эксплуатации, что приводит к снижению надёжности работы ходового и сальникового узлов.

    В связи с этим такие задвижки имеют ограниченное применение — для трубопроводов, транспортирующих минеральные масла, нефть, воду, не засорённую твёрдыми примесями и не имеющими коррозионных свойств. Поскольку в задвижках с невыдвижным шпинделем затруднены наблюдение и уход за ходовым узлом, они не рекомендуются для ответственных объектов.
    Достоинством такой конструкции является меньшая строительная высота, что делает целесообразным их применение для подземных коммуникаций, колодцев, нефтяных скважин и т.д.

    Основные преимущества задвижек:

    • сравнительная простота конструкции, малое гидравлическое сопротивление;
    • относительно небольшая строительная длина;
    • симметричность задвижки позволяет пропускать рабочий поток в любом направлении;
    • возможность применения в различных условиях эксплуатации, высокая герметичность;
    • бесколодезная установка, длительный срок службы при неблагоприятных условиях;
    • возможность ремонта и замены комплектующих при их поломке или износе;
    • низкий крутящий момент при управлении электроприводом;

    Сферы применения задвижек:

    Задвижки используются преимущественно в магистральных трубопроводах, в системах жилищно-коммунального хозяйства, газо- и водоснабжения, нефтепроводах, объектах энергетики и многих других, для перекрытия рабочих сред с высокой температурой и давлением.

    Компания Мастерпром реализует задвижки, классифицируя их по сферам применения: отопление, теплоснабжение и ГВС, холодное и питьевое водоснабжение, канализация и водоотведение, пожаротушение, бумажно-целлюлозная промышленность, трубопроводы нефтепродуктов, абразивных материалов, промышленных жидкостей. Производители задвижек Jafar, Stafsjo, Hawle, Orbinox, МЗТА, Гранар находятся на рынке трубопроводной арматуры достаточно давно, качество продукции и сроки поставки оправданы умеренными ценами, вся продукция сертифицирована и соответствует международным стандартам.

    Автоматизация задвижек, дополнительная комплектация:

    Используя собственные производственные возможности и наработки, компания Мастерпром предлагет свои услуги по автоматизации трубопроводной арматуры – установке электроприводного оборудования импортного и российского производства. Для стыковки электропривода и задвижек с ручным управлением используются специальные стыковочные узлы для задвижек с обрезиненным клином, и червячно-подшипниковые узлы для шиберных задвижек с выдвижным штоком.

    Так же возможно удлинение штока задвижек в случаях, когда установка электропривода непосредственно на задвижку невозможна, например, из-за узкого колодца. Серия удлинителей штока ШФВ (шток фиксированной длины для арматуры с выдвижным шпинделем) позволяет устанавливать привод на высоте до 3500 мм, серия удлинителей штока ШТН (шток телескопический для арматуры с невыдвижным штоком) позволяет регулировать точку монтажа электропривода в пределах 500 мм при максимальной высоте в 3500 мм.

    Для автоматизации безколодезной задвижки компания Мастерпром разработала специальную колонку управления, которая позволяет устанавливать электропривод на высоте 500 – 800 мм над землей.

    Пошаговая инструкция укладки резиновой плитки

    Процесс монтажа плитки из резиновой крошки довольно прост и не требует высокой квалификации от исполнителя. Технология укладки универсальной резиновой плитки немного отличается от монтажа традиционного настила. При обустройстве покрытия из резинового материала важно учитывать некоторые нюансы. Монтаж покрытия на твердое основание (асфальт, бетон, деревянный настил) происходит с помощью специального полимерного клея для резиновой плитки. Кроме того, плитку толщиной 40 мм можно укладывать на хорошо подготовленный грунт или песок. Правильный монтаж износостойкой плитки из прессованной резиновой крошки обеспечит длительный срок эксплуатации инновационного покрытия — более 10 лет. В дальнейшем, травмобезопасную плитку, уложенную на грунт, можно легко разобрать и заново уложить по другому план-дизайну.

    Если Вы считаете, что не можете сами выполнить укладку резиновой плитки, то мы порекомендуем мастеров. Стоимость будет зависеть от метража, дальности и подготовительных работ.

    Сам монтаж плитки относительно прост, если соблюдать определенные требования:

    • Резиновое покрытие должно иметь небольшой уклон (1-2°) для оттока дождевой и талой воды.
    • Для придания покрытию прочности, целостности и законченности по периметру устанавливаются резиновые бордюрные элементы.

    • Укладку покрытия из резины надо проводить в сухую погоду – на основании не должно быть луж, снега и т.д. Оптимальная температура воздуха для выполнения работ – от 5°С.
    • Желательно, чтоб сухая погода продержалась после монтажа плитки в течение еще двух-трех дней. Этого времени достаточно для полимеризации клеевого состава и надежной сцепки материалов.
    • При необходимости плитку можно резать. Для этого подойдет электрический лобзик, ножовка или обычный острый нож.

    • Плитки можно выкладывать разными способами: «елочкой», прямой или смещенной брусчатки.
    • При создании необычного орнамента из разноцветных плиток, предварительно надо создать эскиз – разложить плитку в выбранном порядке, не скрепляя элементы композиции.

    Технология укладки резиновой плитки на твердое основание

    Уложить дорожку или площадку из резинового покрытия можно на любую твердую поверхность: асфальт, бетонное основание или поверх деревянного настила.

    Инструменты и материалы

    Для выполнения работ понадобится:


    • резиновые плиты толщиною 20, 30 или 40 мм;
    • бордюрные элементы из резины;
    • полиуретановый клей;
    • скипидар;
    • зубчатый и малярный шпатель;
    • острый нож;
    • резиновый молоток.
    • линейка и строительный уровень;
    • щетка или валик, поролоновая губка;
    • тара для клея;
    • пылесос или метла;
    • мел для разметки;

    Подготовительные работы

    Поверхность основания должна быть чистой, ровной, без трещин, шишек и впадин. Бетонная стяжка не должна крошиться или отслаиваться. Любые дефекты и неровности надо убрать, поверхность очистить от мусора.

    • температура воздуха и материала: от +10 до+ 25°С;
    • влажность воздуха: до 70%;
    • при укладке покрытия вблизи воды (территория около бассейна, причалы и т.д.) необходимо наносить двойной слой клея.

    Последовательность монтажа

    Рассмотрим, как укладывать резиновую плитку на асфальт. Алгоритм действий:

    • Поверхность прогрунтовать валиком или щеткой. Для этого можно использовать пропитку из смеси скипидара с полиуретановым клеем в пропорции 1:1. Примерный расход смеси — 300 гр/м2. В случае отсутствия скипидара, можно применить уайт-спирит в таких же пропорциях.
    • Основание оставить на 1 час до подсыхания.
    • По периметру площадки или дорожки протянуть шнур.
    • На подготовленную поверхность нанести полимерный клей из расчета 300-350 гр на кв.м. (Резиново-битумную мастику лучше не использовать). Слой клеящего вещества выровнять шпателем или валиком. Следует учесть скорость первичной полимеризации 10-15 минут в зависимости от влажности воздуха. Поэтому рекомендуется заранее подготовить материал клеить не более 4-5 плиток.
    • Если покрываемый участок имеет квадратную, круглую или прямоугольную форму, то укладку плитки надо начинать с центра.
    • Материал выкладывать на асфальт и плотно прижимать к основанию, оставляя минимальный зазор между плитами.
    • Для того чтоб под плиткой не оставался воздух, а покрытие не бралось волнами, необходимо «простукивать» поверхность резиновым молотком.
    • По периметру площадки установить бордюр.
    • Эксплуатировать участок можно через два дня после укладки.
    • Клей, проступивший на лицевую сторону плитки, надо сразу удалить губкой. После высыхания сделать это будет сложно и на поверхности останутся пятна
    Читайте также:  Декоративный камень в интерьере квартире

    Укладка резиновой плитки на твердое основание без клея

    Монтаж плитки 500х500х40 мм можно производить на твердое ровное основание и без дорогостоящего клея. В этом заключается одно из преимуществ толстого модуля. Тут важно соблюдать определенные правила:

    • обустройство покрытия производить на подготовленную ровную твердую поверхность;
    • наличие по периметру площадки ограничительных резиновых бордюров и иных упоров;
    • укладка должна быть плотной, без зазоров.

    Удерживать плитку от смещений будет вес плитки (один модуль весит 7 кг), сила трения рабочего основания площадки с резиновой плиткой и торцевых поверхностей модуля, а также наличие ограничителей площадки (бордюры, стены и т.п.).

    Укладка резинового покрытия на грунт

    Подготовка основания

    Резиновую плитку для дачи часто приходится укладывать на грунт. В этом случае также применяется плитка толщиной 40 мм и проводится более тщательная подготовка основания – создается «трехслойная» подушка. Каждый слой подушки разделяется геотекстилем, плотностью 180-200 г/м2. Это достаточно прочный материал хорошо пропускает воду, но при этом удерживает более крупные частицы грунта. Геотекстиль выполняет функции армирующего материала.

    Порядок работ:

    • Участок очистить от растительности, сорняков.
    • Снять верхний слой грунта (глубина «котлована» — около 250 мм).
    • Удалить выступающие корни и мусор (стекло, камни, посторонние предметы).
    • Дно выровнять влажным песком и утрамбовать.
    • Застелить геотекстиль так, чтобы он покрыл дно и стенки с выступом над будущим нулевым уровнем площадки на 150 мм. Этот материал не имеет лицевой стороны, его кладут любой стороной, не сильно натягивая. Полотна скрепляют степлером внахлест (не менее 100-150 мм)
    • На геотекстиль выложить щебень мелкой фракции. Толщина слоя из щебня зависит от назначения покрытия: под дорожки – достаточно 70-100 мм, для спортивной/детской площадки – 100-150 мм, а под размещение автомобиля – не менее 200 мм.
    • Выставить резиновые бордюры по периметру площадки.
    • Застелить щебень геотекстилем с выступом над уровнем площадки на 150 мм.
    • Насыпать влажный песок, выровнять и хорошо утрамбовать. Песчаная подушка изготавливается толщиной 100 мм.
    • Приступить к укладке резинового покрытия – плитки.

    Правила монтажа резиновой плитки

    При укладке плитки на грунт надо придерживаться некоторых правил:

    • Оформление бордюров – обязательно.
    • Уклон для оттока воды можно не делать – влага просачивается через резиновую плитку и грунт естественным образом. Однако, влага быстрее уйдет с поверхности площадки, которая имеет уклон в 1-2 градуса.
    • Если между плитами и бордюрами образуется свободное пространство, то его надо закладывать цельными полосками используемого материала.
    • Необходимо проверять стыковку элементов и правильность укладки каждого ряда.
    • Обрезать выступающие края геотекстиля.

    Резиновое покрытие для пола — варианты материалов для облицовки оснований, советы по их укладке

    Любые виды облицовки пола должны обладать высокими прочностными характеристиками и стойкостью к воздействию разных неблагоприятных факторов. Однако в ряде случаев к отделочным материалам предъявляются дополнительные требования. В помещениях различного назначения могут быть использованы покрытия, имеющие особенные эксплуатационные характеристики. В частности, и резиновый пол может быть устроен там, где другие виды представляются не столь функциональными.

    Резиновое покрытие для пола

    Чем выделяются резиновые полы на фоне других видов облицовки

    Все материалы, предназначенные для установки на пол, должны быть стойкими к износу, различного рода механическим нагрузкам, климатическим факторам. Если проводится облицовка жилых помещений, большое внимание уделяется безопасности и эстетическим характеристикам покрытий. Именно по сочетанию этих критериев и стоимости обычно выбирается подходящий вариант облицовки.

    Однако там, где к внешнему виду напольного отделочного материала не предъявляется повышенных требований, а достаточно просто уложить достойно выглядящее покрытие, на первый план выходят другие моменты.

    Укладка напольного покрытия из резины

    В помещениях различного назначения подчас от облицовочного материала требуется:

    • стойкость к едким средам;
    • неподверженность деформациям;
    • травмобезопасность;
    • способность выполнять гидро- и звукоизоляционные функции;
    • диэлектрические свойства;
    • легкость уборки.

    Удивительные особенности резинового покрытия

    Именно эластичные резиновые покрытия, помимо стойкости к истиранию, долговечности и инертности к влаге, обладают всеми вышеперечисленными свойствами.

    Из-за низкого риска получения травм передвигающихся по полу детей и взрослых такие материалы отлично подходят для облицовки поверхностей, где проходят занятия спортом и активные игры, например, на детских площадках, в фитнес-центрах и спортивных сооружениях. Хорошая амортизирующая способность обуславливает возможность укладки резинового пола на теннисных кортах или дорожках для бега.

    Резиновый пол на игровой площадке

    Важно! Резиновые покрытия удовлетворяют требованиям ГОСТ Р 52169*2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок».

    Прочность, износостойкость, влагостойкость, инертность по отношению к агрессивным средам (но резина не любит составы, содержащие кислоты, ацетон и скипидар) и высокое сопротивление скольжению позволяют применять покрытия при отделке производственных цехов, автомастерских, животноводческих объектов, складских помещений и гаражных боксов. Немаловажный факт — способность материала поглощать звуки от работы оборудования и инструментов, также учитывается при выборе облицовки.

    Резиновая плитка для пола

    Эксплуатационные характеристики резинового пола обуславливают и возможность его использования при отделке входных групп, лестниц и зон около бассейнов.

    Резиновый пол в спортзале

    Свойства покрытий позволяют применять их при отделке полов как внутри помещений, так и под открытым небом.

    Цены на резиновую плитку для детских площадок

    Из чего производятся резиновые покрытия для пола

    При производстве материала могут использоваться несколько базовых компонентов.

      Природный каучук. Он содержится в млечном соке ряда каучуконосных растений, например, гевеи. Именно латекс (сок растений) отвечает за эластичность. Натуральный каучук довольно редко используется для изготовления полов, в основном он нужен на шинных заводах (60% всего добываемого объема уходит на эти предприятия). Каучуковые покрытия прочны, не боятся воды, легко очищаются от загрязнений. Но природный компонент придает материалу не очень приятный запах, который выветривается спустя какое-то время. Особого вреда обычно этот момент не приносит, но для людей, страдающих индивидуальной непереносимостью латекса, его наличие в составе покрытия может повредить здоровью.

    Измельченная резиновая крошка. Этот основной компонент покрытий получают путем переработки бывших в употреблении автомобильных покрышек. Для изготовления резинового пола гранулированный компонент переплавляется и соединяется со связующими компонентами (например, смолами) и модификаторами. Зачастую покрытие из этого переработанного продукта характеризуется лучшими свойствами по сравнению с материалом, изготовленным из исходного сырья.

    Измельченная резиновая крошка

    Цены на резиновую крошку

    Виды резиновых покрытий для пола

    Сегодня производители предлагают разные виды резиновых напольных покрытий.

    Плиточное покрытие

    Производится материал из утилизированных автомобильных шин, измельченных до фракции 0,1…10 мм. Наиболее распространенный вид связующего — клеевой состав на основе полиуретана. Для придания облицовке эстетичности используются различные красители (пигменты разного цвета). Выбор модуля крупности основного сырья зависит от предназначения плитки. Для облицовки детских игровых зон, гаражей или промышленных цехов обычно используется крошка фракцией не более 1 мм (такой материал отличается более гладкой поверхностью), для устройства беговых дорожек рекомендуется применять гранулы размером 2…4 мм.

    Плитка может быть однослойной, но чаще всего для устройства полов выбирают вариант, где на базовую подложку, изготовленную из крупнофракционной крошки, наносится второй слой (окрашенный) из более мелкого продукта.

    Плотность резиновой плитки может варьироваться от 850 до 1000 кг/м 3 . Толщина предлагаемой производителями облицовки составляет 10…100 мм. Этот параметр выбирается исходя из назначения объекта, где укладывается покрытие. Для отделочных работ в автомастерских подойдет материал толщиной от 2 до 4 см. Пол помещения для занятий спортом лучше облицовывать плиткой, имеющей толщину от 4 до 5 см. Для фиксации элементов покрытия друг к другу используются различные системы замковых соединений.

    Резиновая плитка «Module»

    Производится покрытие при помощи вибролитья или вибропрессованием. Укладывать его можно как внутри помещений, так и под открытым небом. Материал отличается прочностью, эластичностью, безопасностью, длительным сроком службы (не менее 30 лет), неподверженностью внешним воздействиям.

    Чем хороша резиновая плитка при использовании ее в качестве облицовки полов, не закрытых крышей: влага с ее пористой поверхности быстро испаряется, а выпавший снег с легкостью убирается. В результате ни наледь, ни снежный наст на поверхности не образуются.

    Eco Farm для животноводческих комплексов

    Рулонный материал

    При устройстве покрытий на коммерческих, промышленных, частных и спортивных объектах резиновая рулонная облицовка подходит как нельзя лучше.

    Рулонное напольное покрытие

    Производится материал при помощи вулканизации смеси (горячей или холодной), основой которой является гранулированная резина, полученная в результате переработки старых покрышек. Нужная толщина облицовки достигается посредством прокатывания материала (после окончания процесса спекания) между вальцами. Для улучшения эксплуатационных характеристик в массу добавляется каучук (чаще всего — синтетический). Включение в состав этих гранул позволяет повысить прочностные параметры, эластичность и упругость готового продукта. В роли связующего компонента выступает полиуретановый клей, для окрашивания материала в необходимый цвет применяются пигменты.

    Параметры предлагаемых производителями рулонных резиновых покрытий:

    • толщина: 0,4…2 см;
    • ширина: 100…200 см;
    • длина: 1500…2000 см.

    Такое покрытие может иметь разные размеры

    В зависимости от задачи, которую должен выполнять материал, технологический регламент его производства может различаться. Использование различных добавок и процессов позволяет придать резиновой облицовке дополнительные свойства.

    1. Если от покрытия требуется высокая стойкость к статическим и динамическим нагрузкам (чаще всего это необходимо при устройстве полов в спортивных сооружениях и производственных помещениях), материал выпускается двухслойным. Первый из слоев (подложка) отличается высокими амортизирующими показателями. Второй слой, облицовочный, имеет повышенную стойкость к нагрузкам.
    2. При производстве матов, укладываемых в фитнес-центрах, основной упор делается на обеспечение необходимой эластичности и упругости пола.

    Укладка рулонного резинового покрытия

    Покрытие для спортивных площадок

    Наливной пол

    Большое преимущество жидких резиновых покрытий — возможность устроить бесшовное основание с высокими эксплуатационными параметрами.

    Укладка жидкого резинового пола

    Производится резиновый пол из измельченной резины (крошки), клея на эпоксидной или полиуретановой основе, отвечающего за целостность покрытия после полимеризации, пигментов и модифицирующих добавок, необходимых для обеспечения определенных характеристик.

    Свойства наливных полов из резины:

    • эластичность;
    • отличные амортизационные возможности;
    • упругость;
    • стойкость к механическим воздействиям, износу и истиранию;
    • низкий рис получения травм;
    • привлекательный внешний вид, отсутствие швов (причем, даже при устройстве пола большой площади);
    • стойкость к горению.

    Наливной резиновый пол

    Помимо всего перечисленного, наливной пол отличают отсутствие усадки после укладки, хорошее звукопоглощение и возможность быстрой реставрации в случае повреждения какого-то участка.

    Сферы применения бесшовного покрытия: автомастерские, склады, парковки и гаражи, спортивные залы и игровые площадки.

    Наливной каучуковый пол

    Резиновые полы предлагаются потребителю в виде готовых к применению смесей или отдельными компонентами, из которых необходимо самостоятельно, в соответствии с предложенными производителем пропорциями, замешивать массу для устройства покрытия.

    Цены на резиновую плитку Newmix

    Рекомендации по монтажу резинового покрытия для пола

    В зависимости от типа резинового пола используются различные технологии его устройства.

    Укладка плиточного материала

    Чем хорошо такое резиновое покрытие — особых навыков выполнения подобного рода работ не требуется.

    Этапы укладки резиновой плитки (на улице)

    Монтаж пола плавающим способом. Таким способом можно выполнить облицовку любого твердого основания (бетонной стяжки, наливного полимерного пола, асфальта, деревянных конструкций из фанеры или плит OSB, а также поверхности, отделанной керамической плиткой).

    Основные характеристики плит ОСБ

    Инструкция по мощению пола резиновой плиткой.

    Шаг 1. Обычно любые отделочные работы, связанные с монтажом облицовочного покрытия, сопряжены с тщательной подготовкой основания. В данном случае, если нет значительных перепад высоты, подготовительный процесс состоит из очистки поверхности. Основание должно быть сухим.

    Шаг 2. Можно начинать укладку плитки. Специальные инструменты в данном случае не требуются. Схемы размещения изделий могут быть различными. Чаще всего используется установка элементов покрытия «плитка к плитке» или с небольшим смещением деталей в соседних рядах относительно друг друга. Зафиксировать плитку совсем не сложно. Для этого предусмотрены или замковое соединение, или штыри (из пластика или металла).

    Штыри для фиксации плитки

    Эксплуатировать пол можно сразу после установке облицовки.

    Установка напольной плитки на клеевой состав. Во время проведения отделочных работ следует обеспечить выполнение ряда условий: температура воздуха (и самого облицовочного материала) должна варьироваться в диапазоне +10…+25 градусов, а влажность окружающей среды не должна превышать отметку 70%.

    Что понадобится при проведении работ: емкость для приготовления клея, миксер, необходимый для качественного перемешивания (если его или дрели с насадкой нет в наличии, можно размешать состав и вручную), зубчатый шпатель, киянка, рулетка и маркер для нанесения разметки, кисть или валик для грунтования, шпатель для шпаклевания основания, лобзик или острый нож для подрезки модулей.

    Укладка (монтаж) резиновой плитки на готовое основание

    Клей для фиксации резиновых модулей может быть изготовлен на полиуретановой или эпоксидной основе. При укладке на асфальтобетон используются битумно-резиновые мастики.

    Как устроить резиновый пол?

    Шаг 1. На основании не должно быть отслаивающихся участков. Значительные дефекты следует устранить посредством ремонтных растворов. Небольшие неровности или сколы нивелируются эластичностью покрытия. С чернового пола удаляются все загрязнения, после чего поверхность покрывается грунтом для обеспечения необходимой адгезии материалов и обеспылевания поверхности.

    Шаг 2. Готовится клей. При замешивании нужно учитывать, что время жизнеспособности двухкомпонентных материалов не превышает 1 часа, поэтому нужно оценивать собственную производительность.

    Шаг 3. Укладка резиновых модулей начинается от центра помещения (согласно выполненной разметке). Клей при помощи зубчатого шпателя наносится на черновое основание.

    Шаг 4. Плитка устанавливается на место. Чтобы лучше ее зафиксировать и удалить лишний воздух, ее нужно плотно прижать в клеевой состав и подбить резиновой киянкой.

    Шаг 5. Второй ряд модулей может монтироваться «встык» или со смещением. Перед укладкой крайних элементов они при необходимости обрезаются.

    Процесс укладки резиновых модулей

    Шаг 6. Клей, который попал на поверхность плитки, нужно сразу удалять тряпкой. В зависимости от вида клеевого состава эксплуатация пола возможна через сутки-двое, когда он затвердеет.

    Облицовка пола рулонным материалом

    Укладка резинового материала напоминает процесс монтажа линолеума. К основанию предъявляются уже знакомые требования: оно должно быть ровным (допустимый размер неровностей зависит от толщины покрытия и типа подложки), твердым, сухим, без жирных пятен и других загрязнений. Черновой пол следует в обязательном порядке загрунтовать.

    В процессе проведения работ и во время полимеризации клея следует исключить его нагрев и намокание. Температура окружающей среды не должна выходить из диапазона 10…25 градусов. Чтобы снять напряжение резинового покрытия из-за хранения в рулоне, его рекомендуется на сутки оставить в раскатанном по помещению состоянии.

    Как правильно уложить резиновое рулонное покрытие для пола

    Направление укладки резинового пола может быть любым, но есть несколько рекомендаций:

    • покрытие размещают таким образом, чтобы солнечный свет падал вдоль швов;
    • резиновый материал должен настилаться по направлению основных перемещений людей.

    Используемый клей должен быть произведен на основе эпоксидного или полиуретанового полимера. Также в комплект входит отвердитель. Именно после смешивания двух компонентов клеевой состав готов к нанесению. Некоторые компании добавляют в свою продукцию пигменты, что позволяет тому, что проводит отделку, лучше видеть обработанный клеем участок.

    Таблица. Как приклеивается материал.

  • Оцените статью
    Добавить комментарий